В 1925 году вышла в свет первая книга Алексея Александровича Федорова-Давыдова «Марксистская история изобразительных искусств. Методологические и историографические очерки». Она была воспринята как важное событие в новой советской теории искусства, утверждавшейся тогда. Привлекала логичность выводов мало кому известного автора из Казани, подкупала широта взглядов, стремление диалектически подойти к проблемам изобразительного искусства. Федоров-Давыдов быстро занял заметное место в художественной жизни Москвы, начиная с середины 20-х годов. Его внимательные статьи-обзоры московских выставок регулярно публиковались в «толстом» журнале «Печать и революция». Социальные критерии в них естественно соединены с проницательным, умным анализом формальных особенностей художественных произведений.
Федоров-Давыдов был одним из активных сторонников нового в искусстве, рожденного эпохой революции и соответствующего ее преобразующему духу. Его имя мы постоянно встречаем в отчетах о спорах и дискуссиях. Будь то дебаты о соотношении формальных и социологических моментов в работе искусствоведа, споры о путях развития сюжетной живописи или о необходимости продолжения исследовательской деятельности экспериментаторами из Ленинградского государственного института художественной культуры…
Федорова-Давыдова назначают директором Третьяковской галереи. Много энергии было отдано им работе по формированию новой экспозиции Третьяковской галереи. Правда, здесь не обошлось без распространенных тогда вульгаризаторских социологических ошибок, однако в целом экспозиция галереи наглядно представила развитие русского искусства, увиденное глазами марксиста-историка.
Книга Федорова-Давыдова «Русское искусство промышленного капитализма» (1929) заставила многих по-новому взглянуть на самый сложный период развития отечественной художественной культуры. В ней проницательный, очень точный анализ произведений искусства, «выстроенных» в определенные ряды, делал убедительными увиденные автором закономерности внутреннего самодвижения искусства. И это проникновение в структуру художественного процесса было умело, увязано с социально-общественными условиями, в которых он протекал.
В 1930-х годах Федоров-Давыдов более углубленно подходит к истории русского изобразительного искусства. Он выпускает монографию о Перове (1934), являющуюся при всех своих вульгарносоциологических «передержках» опытом социологического подхода к кругу вопросов, связанных с утверждением критического реализма в русской живописи. Монография Федорова-Давыдова была воспринята как чрезвычайно актуальная книга в свете поисков формы сюжетной социальной картины, Которые велись в советской живописи начала тридцатых годов.
Обратясь к бесконечному многообразию традиций русского искусства, Федоров-Давыдов находит наиболее интересующий его аспект исследования истории пейзажной живописи. В этом направлении он проявил редкостную последовательность, в лучшем смысле дотошность. В его работах неизменно ощущаешь увлеченность автора. Им были созданы труды о И. Левитане, А. Саврасове, С. Щедрине, Ф. Алексееве, о пейзажах М. Врубеля. Многие малоизвестные страницы истории нашего изобразительного искусства были впервые освещены в исследовании «Русский пейзаж XVIII —начала XIX века» (1952), относящемся к числу наиболее ценных, капитальных работ советской искусствоведческой науки. Сам подход Федорова-Давыдова к вопросам пейзажной живописи чужд односторонности, изолированности. Он рассматривает ее на широком фоне общественной и культурной жизни, в связи с целостным представлением о творческом методе того или иного мастера. При этом исследователь стремится донести до читателя своеобразие поэзии пейзажа, неповторимость взгляда на мир каждого мастера. Федоров-Давыдов написал книгу и о советской пейзажной живописи.
Понятно, что в своей искусствоведческой работе ученый обращался и к произведениям иных жанров, он всегда уделял большое внимание теоретическим проблемам и живым вопросам практики советского изобразительного искусства, выступая со статьями о живописи, политическом плакате. Федоров-Давыдов был
инициатором такого ценного издания как био-библиографический словарь художников народов СССР, издаваемый сейчас НИИ Академии художеств СССР.
Более сорока лет жизни Федоров-Давыдов отдал преподаванию. Велика его заслуга в воспитании молодых искусствоведов. Многие годы он возглавлял кафедры истории искусства в Московском университете, в Текстильном институте. Всюду вокруг него возникала как бы «зона энтузиазма». Его энергия увлекала всех окружающих.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1971 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.