Несмотря на недолгую жизнь, Федор Александрович Васильев успел в полной мере раскрыться как живописец-поэт. Более того, в краткой творческой биографии есть даже свои периоды, характеризующие его быстрое развитие. Васильеву была близка программа передвижников, ее пафос правды. Он по собственному почину посещал кроме рисовальной школы Общества поощрения художеств еще рисовальные вечера Петербургской артели художников. Их вел Крамской, к которому Васильев, как и другие молодые художники его поколения, относился как к непререкаемому авторитету.
В 1867 году Васильев едет с Шишкиным на Ладожское озеро. Все лето они пишут и рисуют на острове Валааме. Но, приглядываясь к работе Шишкина, стремившегося как можно точнее, объективнее передать жизнь природы, Васильев чувствовал свое несогласие с подобным пониманием целей искусства. Ему важнее казалось передать «поэзию при натуральности исполнения».
Васильев полюбил живопись французских художников, так называемых барбизонцев, с ее поэзией тихих уголков, интимностью чувств. В произведениях барбизонцев Васильев вначале по неопытности воспринял, прежде всего, их связь с музейной живописью. Ему еще казалось, что «мало самой природы», что «надо ее принаряжать». И потому в ранних вещах Васильева есть подспудное стремление к традиционному скомпонованному пейзажу, некоторая дань внешней красивости.
Но очень быстро художник, наблюдая жизнь природы, отходит от заданных схем и воспоминаний о виденном в музее. Здесь немалую роль сыграло для него путешествие с И. Е. Репиным и Е. Макаровым по Волге летом 1870 года. Во время этих странствий оформился замысел знаменитых репинских «Бурлаков», а Васильев в своих работах впервые для себя понял, что главное в творчестве пейзажиста — добиться лирического сопереживания образа природы зрителем, а не писать эффектные, красивые виды.
Летом 1871 года Васильев, больной туберкулезом, переселился в Ялту. Именно в Крыму им написаны лучшие пейзажи русской природы — «Мокрый луг», «Болото осенью», «Заброшенная мельница» и другие. Это как бы пейзажи-воспоминания, написанные по прежним этюдам и впечатлениям. Но обобщенность, композиционная продуманность не заслоняют в них острого и, можно утверждать, непосредственного чувства природы.
В душе Васильева жила тайная тяга к романтике. Он любил заброшенные уголки, любил писать природу в переходные моменты ее извечного движения («Пейзаж», 1869). Она предстает в произведениях художника то радостной, то взволнованной грядущей бурей, то вдруг навевает печаль и тоску. Так «Оттепель» с ее подтаявшей сереющей дорогой, унылой покосившейся избенкой мрачно реющими птицами, жалкими фигурами, тягостно бредущими по дороге, чем-то была сродни социальному бытописательству передвижничества и иным из крестьянских стихотворений Некрасова.
Но больше всего любил Васильев писать природу в состоянии радостного обновления. В «Мокром луге» он как бы одухотворяет ее, при всей сдержанности в выборе цвета — пишет легко, раскованно. Мы чувствуем, как все засияло, чувствуем, свежую зелень травы, влажную чистоту воздуха. Чтобы передать всю гамму этих тонких ощущений, Васильев смело обращается к приемам пленэрной живописи. И в своей живописи, и в своих акварелях и многих рисунках он хотел выразить то поэтическое волнение и воодушевление, которое возникало в его душе от соприкосновения с природой.
В пейзажах Крыма («Дорога в Крыму», «В Крымских горах») художник искал новую цветовую тональность, иную эмоциональную мелодию. Здесь цвет еще более строг, а композиция лишена элементов случайности. Он стремился понять природу и этого края, чтобы не «сфальшивить» в передаче ее своеобразия в искусстве.
В конце лета 1873 года петербургские художники передавали друг другу печальную весть о том, что Васильев безнадежен. Крамской в письме к Репину пишет о двадцатитрехлетнем художнике, которому не суждено дожить до зимы: «Я полагаю, что русское искусство теряет в нем гениального мальчика, — такое чутье натуры, такое нежное поэтическое чувство без сентиментальности, такое всеобъемлющее понимание редко встречается, у него было нечто, чего не было и нет ни у одного из наших пейзажистов».
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1971 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.