Имя Леонарда Викторовича Туржанского вспоминают обычно рядом с именами П. Петровичева, С. Жуковского, С. Виноградова — художников, составивших в девятисотые—десятые годы нашего века ядро объединения «Союз русских художников». Выставки Союза и эти мастера как-то незаметно, но прочно завоевали любовь московской интеллигенции, хотя ни Туржанского, ни его коллег не отнесешь к числу самых выдающихся мастеров искусства эпохи. В них привлекала непосредственность и искренность чувства. И, конечно же, в них видели продолжателей традиций московской пейзажной живописи, сколь ни различны эти традиции. Туржанский пять лет провел в мастерской В. Серова в Училище живописи, ваяния и зодчества. Занимался он и в классе анималистической живописи у А. Степанова. К. Коровин привлек его к театрально-декорационным работам. И у каждого из этих, столь по-разному истолковывающих работу в искусстве мастеров, Туржанский сумел «взять» нечто для себя необходимое. Среди серовских произведений его привлекли к себе скромные крестьянские жанры, У Степанова он учился понимать характер животного («В деревне»). Коровин, вероятно, разбудил в своем ученике любовь к выразительной красочности. Своеобразие таланта Туржанского, как и его сотоварищей по «Союзу русских художников», не уместишь в хрестоматийно трактуемый термин импрессионизм. Его отнюдь не причислишь к легиону последователей французского импрессионизма, заполонивших к исходу прошлого столетия салоны и выставочные залы многих европейских стран. Туржанский, уверовав в возможность передачи в живописи ярких непосредственных ощущений, не подражал технике французов. Он и импрессионизм, и уроки московской школы «корректировал» природой.
Уроженец Урала (художник родился в Екатеринбурге), он писал край своего детства и русский Север.
В этюде «Чайки. Кама» (1901) и «Север. Тихий вечер» (1905) мы видим, что молодой живописец, еще до конца не «переболев» северными пейзажами Коровина и Серова с их благородной серебристо-серой гаммой, ищет свою интонацию, неспешно вглядываясь в природу, стремясь ощутить ее внутренний строй. Можно говорить и о своеобразной романтичности его работ. Они не обладают внешней броскостью, намеренно просты и скромны. Эти качества становятся очевидны при сравнении пейзажей Туржанского с произведениями об Урале, скажем, А. Васнецова, прибегающего к приемам панорамы, внешней монументализации построения. Есть, правда, у Туржанского и такие работы, декоративность которых выглядит излишне «форсированной». Но обычно его полотна оставляют впечатление предельной естественности, внутренней органичности. Чаще всего это как бы фрагменты, «случаи» из жизни природы, своего рода новеллы. Вот художник свежо, энергично пишет коричневыми и зелеными красками с «крапинками» красно-
го октябрьский лес, освещенный тусклым осенним солнцем, или первые проталины на начавшем чернеть снегу, убогие деревенские избы. Его живописный рассказ отличается лиризмом и наблюдательностью, ему чужда бессмысленная мелочность. Вот как писал пейзажист А. Рылов об одной из выставок «Союза русских художников»: «У Туржанского каждый раз его любимые молодые лошадки на солнце, обдуваемые осенним ветерком или весной, среди белеющих остатков снега. Живопись его сильная в густых, сочных мазках».
Во многих вещах Туржанского есть как бы сознательная незаконченность. Этим приемом он хочет передать движение, «дыхание» жизни, живое эмоциональное переживание натуры и оттого старательно избегает статичности, «завершенности». Очень часто в его пейзажах мы явственно ощущаем не только взволнованность, но и встревоженность природы, недаром он любил писать ее переходные состояния — начало осени, весну.
На выставку, посвященную пятнадцатилетию Великой Октябрьской социалистической революции, Туржанский представил свои пейзажи двадцатых годов: «Жеребята» (1928), «В болоте» (1921), «Осеннее солнце» (1925) и другие. Они свидетельствовали о высоком мастерстве художника и о том, что усвоенным в молодости принципам искусства живописи художник оставался верен. Искусство Туржанского вновь нашло своего зрителя на рубеже шестидесятых Годов. Влияние его творчества весьма ощутимо во многих произведениях московских живописцев этого времени, обращавшихся к темам, связанным с природой Севера и Урала.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1971 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.