Картины Герарда (или Геррита) Доу есть в коллекциях почти каждого более или менее крупного музея. Это не удивительно, так как художник был очень трудолюбив и работоспособен; он не ждал случайного вдохновения, а постоянно трудился в поте лица. При жизни он был очень модным живописцем, имел много заказов. Поставив свое искусство на службу бюргерским слоям буржуазного общества, Доу ограничил себя
их интересами. Но с течением времени и его герои, и люди, которым предназначались живописные произведения Доу, исчезли с лица земли, а вместе с этим был утрачен весь пафос искусства художника. Сейчас его картины во многом потеряли развлекательность и жизненность, которыми они обладали три века тому назад.
Герард Доу был лейденским гражданином и главой местной живописной школы. Его отец — мастер витражей и резчик по стеклу — определил сына учиться у одного гравера. Потом вместе со своим старшим товарищем Рембрандтом ван Рейном Доу поступил в мастерскую Ластмана. Несмотря на то, что он был всего на семь лет моложе Рембрандта, их отношения, видимо, были похожи на отношения ученика и учителя. В ранние годы Доу находился под сильным влиянием своего друга. Он старался повторить рембрандтовские сюжеты, подражал его пастозной манере письма с ярко выраженной фактурой живописи, подобно Рембрандту, интересовался соотношением света и тени. Эта зависимость усиливалась еще и тем, что Доу был близок семье ван Рейнов. (Известны несколько портретов матери и отца Рембрандта, выполненных художником). Однако Доу чисто внешне понял искусство Рембрандта. Достичь подлинного драматизма, свойственного произведениям великого художника, ему было не по силам. Несмотря на близость двух мастеров, трудно найти что-либо общее между повседневно-однообразными жанрами Доу и интеллектуально насыщенными произведениями великого художника. После отъезда Рембрандта в Амстердам Доу более или менее освободился от влияния своего друга и учителя и создал свой собственный стиль.
Будучи ведущим лейденским живописцем, Доу стал зачинателем своеобразной традиции жанровой живописи, так называемого «развлекательного» жанра, который предназначался для бюргерства, заполнявшего подобными картинами стены комнат своих домов. Отсюда все основные характеристики картин Доу: внешняя театральность, выраженная в сценическом решении композиции (часто действие представляется нам через искусно написанную каменную рамку), и натурализм изображения, делающий сюжет предельно простым для понимания. Тематика Доу разделяется на сугубо жанровую («Больная у врача», «Вечерняя школа», «Старушка за чтением», «Торговля сельдями») и на портретную («Астроном», «Скрипач», «Ученый»). Но всегда главная цель художника — подробный рассказ. Множество различных аксессуаров, особенно в так называемых «домашних» и «кухонных» жанрах, привлекают внимание и дополнительно раскрывают смысл действия («Жанровая сцена»). Подобной демократической общедоступностью художник хотел приблизить свое искусство простому бюргерству. Но, по сути дела, Доу оставался, безразличен к персонажам своих картин. Лица изображенных людей лишены индивидуальности и выразительности, а движения их однообразны и монотонны. 50-е годы XVII века — пожалуй, лучший и наиболее зрелый период в творчестве Доу. В это время он создает вещи, в которых избавляется от внешней скованности. В них уже чувствуется опытная рука и ставший более изысканным вкус. Теперь Доу особенно любит изображать жанровые сцены при вечернем свете или при искусственном освещении, что придает им некий ореол таинственности.
Все же художник не смог освободиться от театральности в композиции и подняться над духовной ограниченностью своих персонажей.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1971 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.