Развитие итальянской живописи XV века в основном шло двумя путями. Один (ренессансный) вел к утверждению нового идеала в искусстве посредством выработки новых творческих методов и художественных приемов. Другой внешне как бы противостоял первому и был прочно связан с коренной традицией европейского искусства предыдущей эпохи — средневековья. Однако он тоже расширял мировоззрение художников, открывал для них природу, человека и возможность радостного наслаждения действительностью. Практически оба пути общей целью имели все большее и большее познание окружающего мира, центром которого ощущал себя человек.
Пизанелло последовательно шел вторым путем. Он любил готическую живопись, любил декоративность и яркость ее цвета, певучесть ее линии, изящество формы, ее большую внутреннюю насыщенность и одухотворенность. Художник был всегда связан с придворными кругами Италии, с аристократической и рыцарской культурой, клонившейся к закату. Это в еще большей степени усиливало его сопричастность готическому, то есть средневековому искусству.
Антонио ди Пуччо ди Черрето или Антонио Пизано, по прозвищу Пизанелло, родился в Пизе. Он учился у Стефано да Дзевио, а потом у Джентиле да Фабриано, с которым позже вместе трудился над несколькими циклами фресок. В связи с многочисленными заказами Пизанелло работал в Венеции, Вероне, Мантуе, Пизе, Риме, Ферраре, Павии, Милане, Неаполе и Римини, а также, вероятно, некоторое время во Флоренции.
Пизанелло всегда привлекала возможность развернуть во фресках и станковых картинах длинный рассказ. Независимо от того, был ли сюжет мифологическим, библейским или евангельским, богатая фантазия художника наделяла его множеством деталей из современной жизни. Мастер любил изображать события прошлого в окружении природы и архитектуры северной Италии, «осовременивая» обстановку происходящего и усложняя рассказ. Наглядным примером может служить знаменитый фрагмент из фресок Пизанелло, где изображены двое повешенных. В живописных «повествованиях» художника с поразительной силой развернулись его наблюдательность, интерес к бесконечному разнообразию окружающего мира. О таких художниках очень образно писал известный американский искусствовед знаток итальянской живописи Бернард Берн-сон: «В своем восхищении перед красотами природы эти художники были подобны детям, которые, отправляясь в свою первую весеннюю экскурсию на соседний луг или в лес, рвут все полевые цветы, ловят птиц, обнимают деревья и наблюдают за пестро расцвеченными тварями, ползающими в травах. Все вызывает их интерес, и все, что можно собрать, они с торжеством несут домой».
Интерес к неповторимому, индивидуальному привел художника к искусству портрета. Поскольку он чаще всего писал портреты представителей высшего общества, то и образы, созданные им, полны элегантности, утонченности, внутренней изысканности. Пизанелло любил изображать модель в профиль, на фоне цветов или зелени, причем каждую мелкую деталь, будь то жемчужное украшение или перо на шляпе, он писал с исключительной достоверностью и тщательностью.
История сохранила нам много рисунков Пизанелло. Они были выполнены не на подготовительной стадии работы над живописными композициями, а как самостоятельные произведения искусства. В северной Италии существовала целая школа рисунка, традиции которой продолжил Пизанелло. Художник любил рисовать с натуры животных, среди которых встречаются самые разнообразные: волки, собаки, зайцы, ягуары, олени, аисты, утки и многие другие. Рисунки Пизанелло легки и красивы, техника многообразна (чаще всего они выполнены серебряным карандашом).
Хотя Пизанелло, подписывая картины, ставил перед своим именем слово «pictor», что значит по-латыни «живописец», он был популярен, прежде всего, как медальер. Медальерное искусство Ренессанса, возродившее античную традицию, было во времена Пизанелло большим новшеством. Художник еще в молодости освоил мастерство медальера, но профессиональным изготовлением медалей занялся лишь в зрелом возрасте. Скоро, однако, он уже делал медали не только для итальянских герцогов (в основном для семьи д'Эсте), но и для императора Священной Римской империи, короля Сигизмунда и для португальского короля Альфонса Африканского.
Интересы Пизанелло многообразны, а талант универсален. Это роднит его с такими великими мастерами Возрождения, как Браманте или Леонардо да Винчи. Но в то же время творчество художника противоречиво. Многие его произведения окрашены в минорные, иногда даже мрачные тона. Пизанелло как бы скорбит в них о том прошлом, которое было утрачено придворно-рыцарской культурой, воспитавшей художника.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1971 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.