В последние дни перед Великой Октябрьской социалистической революцией В. И. Ленин, скрываясь от шпионов Временного правительства, жил на подпольной квартире у М. В. Фофановой. Однажды на письменном столе Владимир Ильич увидел открытку-репродукцию с картины Н. А. Ярошенко «Всюду жизнь». Обращаясь к Фофановой, Ленин сказал: «Вот замечательный художник, а какой тонкий психолог. Вы ведь знаете, он кадровый офицер (отец его тоже военный), дослужился до генеральского чина».
У Фофановой было еще несколько открыток с репродукциями картин Ярошенко. Она показала их Ленину. «Прекрасно! Прекрасно! — говорил Владимир Ильич, рассматривая эти репродукции. — Когда будем хозяйничать, надо не забывать. Такому человеку надо отдать дань».
Советская власть не забыла Ярошенко.
Его произведения экспонируются во многих наших музеях, репродуцируются массовыми тиражами.
В Кисловодске, в доме, где некогда жил этот замечательный русский живописец, всегда можно видеть экскурсантов. Здесь открыт мемориальный музей. В нем все восстановлено так, как было при жизни Ярошенко. Неподалеку от Дома-музея находится могила-склеп художника и его жены. На могиле — памятник, выполненный скульптором Л. В. Позеном по эскизу М. В. Нестерова.
Николай Александрович Ярошенко был одной из самых ярких, самых замечательных фигур среди художников-передвижников. Современники называли его «совестью передвижников». Полотна Ярошенко волновали их острой постановкой больших социальных вопросов, глубоким гуманистическим содержанием.
Детские годы Ярошенко провел в Полтаве, где окончил кадетский корпус, а затем продолжил учебу в военном Павловском училище и Михайловской артиллерийской академии.
Военный инженер по профессии, вышедший в 1892 году в отставку в чине генерал-майора, Ярошенко был художником по призванию. Рисованию и живописи он обучался сначала под руководством художника А. М. Волкова, а потом, посещая рисовальную школу Общества поощрения художеств, где преподавал И. Н. Крамской. В течение ряда лет Ярошенко был вольнослушателем Петербургской Академии художеств (1868—1874). В середине 70-х годов он впервые в качестве экспонента принял участие на передвижной художественной выставке и вскоре был не только принят в члены Товарищества, но и избран в его правление.
Широкую известность Ярошенко принесла картина «Кочегар» (1878), с которой впервые смотрел на зрителя новый, рожденный жизнью герой — пролетарий. В картине не было ничего лишнего, никаких ненужных подробностей. Игрой света художник выразительно подчеркивал могучую и крепкую фигуру кочегара, его усталое лицо, натружённые жилистые руки. Этот типический и вместе с тем предельно убедительный в своей реалистической конкретности образ сильного, но придавленного эксплуатацией рабочего был полон особой значительности. Он напоминал зрителям о тысячах таких же пролетариев, которые в те годы, доведенные до отчаяния своим невыносимым положением, не осознав еще, почему они бедствуют и к чему должны стремиться, становились на путь стихийной борьбы.
Вслед за «Кочегаром» Ярошенко создал картину «Заключенный» (1878)—одно из первых произведений в русском искусстве 70-х годов, посвященных образу революционера. Картина появилась в то время, когда, борясь с ростом освободительного движения, царское правительство производило множество арестов, когда на одном из политических судебных процессов прозвучало пророчество московского ткача Петра Алексеева об исторической роли русского рабочего класса: «Поднимется мускулистая рука миллионов рабочего люда, и ярмо деспотизма, огражденное солдатскими штыками, разлетится в прах». Мастерски передавая мрачную атмосферу сырой камеры-одиночки, художник акцентирует внимание на узнике, который, глядя в крохотное тюремное оконце, всем своим существом рвется к яркому солнечному свету, к свободе. «Когда смотришь на эту простую картину,— писал Стасов, — забудешь всевозможные «высокие стили» и только подумаешь, будто сию минуту щелкнул перед тобой ключ, повернулась на петлях надежная дверь, и ты вошел в один из каменных гробиков, где столько людей проводит иной раз целые месяцы и годы своей жизни».
Ярошенко вдумчиво раскрывал образы передовой русской молодежи своего времени. Его «Студент» (1881)—типичный «нигилист», участник революционных сходок. Ярошенко писал его с конкретного лица — молодого художника Ф. А. Чирка. В небольшой картине «Курсистка» (1883) художник создал одухотворенный образ передовой русской девушки.
Видное место в творчестве Ярошенко 70-х—80-х годов занимал психологический портрет. Лучшими его произведениями в этом жанре являлись портреты И. Н. Крамского (1876), Г. И. Успенского (1884), М. Е. Салтыкова-Щедрина (1886) и других. Одним из лучших портретов в русской живописи по праву считается, написанный Ярошенко портрет знаменитой трагической актрисы П. А. Стрепетовой (1884). Художник изобразил актрису в простом домашнем платье, стремясь выразить во всем ее облике не профессиональные, а чисто душевные черты, напряженность внутренней жизни.
Одним из самых популярных произведений Ярошенко явилась проникнутая большим гуманистическим содержанием картина «Всюду жизнь» (1888), показывающая окно тюремного вагона с группой арестантов в нем, которые с живым интересом, с улыбками на лицах, наблюдают за голубями, слетевшимися на бросаемые ребенком хлебные крошки.
Ярошенко продолжил миссию И. Н. Крамского, возглавив после его смерти движение передвижников.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1971 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.