Искусство Константина Алексеевича Коровина — явление глубоко национальное, всей плотью и кровью связанное с российской действительностью рубежа XIX—XX веков, с традициями отечественной живописи, с творчеством таких современников художника, как Серов, Врубель, Левитан, Чехов, Блок, Шаляпин... Четырнадцати лет Коровин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его основными наставниками были сначала А. К. Саврасов, затем В. Д. Поленов. Когда в середине 80-х годов Коровин оканчивал Училище, в русской живописи назревали существенные сдвиги. Она все больше стала тяготеть к поэтически-мечтательным образам свободной, прекрасной жизни гармоничного человека. Творчество Коровина — одна из наиболее ярких страниц в истории этого нового этапа русской живописи.
Уже в ранних полотнах мастера — таких, как «Хористка», (1883), «Т. С. Любатович» (1886), «У балкона. Испанки Леонора и Ампара» (1886) — ощутимо стремление к обогащению и расширению выразительных возможностей колорита, к поэтическому утверждению радости и красоты жизни.
Пленер раннего Коровина — это, прежде всего прохладный, нерезкий свет, создающий сдержанную, чаще всего серебристо-серую тональность полотен. С особым совершенством художник разрабатывает эту колористическую систему в своей серии пейзажей русского Севера и Норвегии, выполненной в середине 1890-х годов. Причем в каждом из коровинских пейзажей есть оригинальный поэтический замысел, — это не просто «виды», но «история души», говоря словами самого художника. Так, к примеру, в картине «Ручей св. Трифона в Печенге» (1890-е гг.) бледная голубизна небес, жухлая зелень прибрежной травы, свинцовые отблески на почти неподвижной воде сплетены воедино спокойными переходами неяркого дневного света, и эта ровная, сдержанная, чуть приглушенная мелодия живописи внушает созерцательно-умиротворенное настроение, чувство глубокой душевной близости между человеком и природой.
Со второй половины 1890-х годов палитра художника становится более яркой, напряженной; серебристо-серые гармонии сменяются полихромными. И самое мировосприятие, запечатленное в этих картинах, становится, чем дальше, тем более динамичным и праздничным. Чувство радости жизни Коровин выражает просто, но никогда не грубо. У полотен Коровина всегда «легкое дыхание», порой его лирические миниатюры обладают покоряющей тонкостью и изяществом — например, его знаменитые «Бумажные фонари» (1895).
Прославлены коровинские изображения Парижа. Первые из них — например, два «Парижских кафе» 1890-х годов — праздничны по настроению, погружены в трепетно-мерцающее марево рефлексов солнечного света, дышат чистой, легкой, ничем не омраченной радостью жизни. Характерно, что тут показан Париж дневной, Париж садов и парков.
Позже ощущение города заметно изменяется. В десятках полотен 1900-х—1910-х годов запечатлен шум и блеск ночного Парижа. Взгляд скользит по ним быстро, рассеянно, окунаясь в феерию неверных, мигающих огней, блуждая «в кабаках, в переулках, в извивах, в электрическом сне наяву». Париж предстает в этих картинах ослепительно прекрасным, но как бы миражным, маскарадным. Восхищение и беспокойство, увлеченность и смятенная неуверенность тут переплетаются. Среди полей и садов России лирический герой Коровина чувствует себя дома, ему улыбаются и солнце, и цветы, и небеса; он спокойно любуется всем этим, ясной душой ощущая счастье и полноту бытия. А нескончаемый карнавал Парижа, изображенный Коровиным, несет в себе какую-то призрачность. Зритель смотрит на дивное, волшебно-красивое зрелище зачарованным взором, но несколько вчуже.
Сравнительно немногочисленны портреты, написанные К. Коровиным. Художник редко ставил перед собой сложные психологические задачи. Чаще всего его портретные композиции дышат упоенной радостью бытия, восхищенным преклонением перед красотой, молодостью, кипением жизни.
Для большой части картин, выполненных К. Коровиным на протяжении 10-х годов нашего века, характерно соединение мотивов пейзажа, натюрморта, интерьера. Очень часто художник как бы сопоставляет интимный мир человека и большой мир жизни. Мы видим, например, чайный сервиз, тарелку с фруктами, букет свежих цветов в кувшине на фоне окна, за которым сверкают и бушуют огни ночного Парижа 322 («Натюрморт», 1912). Или розы, украсившие столик на террасе, откуда виднеется море, скалы, синева полдневных небес («Розы», 1910 и 1911). Совершенно так же и многие коровинские интерьеры этого времени со всей своей массой милых и простых деталей повседневного быта как бы вдвигаются, вплывают в большой, окрест лежащий мир («На берегу моря в Крыму», 1912; «Пристань в Гурзуфе», 1914; «Веранда», 1916 и др.). В подобных сопоставлениях ясно сквозит желание художника найти соразмерность бесконечного многообразия жизни и обычного течения людской повседневности. Показать мир как родной, приветливый дом, где любая мелочь улыбается сверкающей красотой, — такова ведущая поэтическая идея лучших полотен К. Коровина.
К. Коровин был одним из крупнейших мастеров русского театрально-декорационного искусства, одним из тех художников, которые решительно покончили с ремесленной рутиной в оформлении спектаклей русского театра, утвердили в нем свою полноправную роль. С именем Коровина связана целая серия классических постановок (прежде всего русских опер), где сверкающее богатство живописно-пластических образов сливалось воедино с огромной эмоциональной силой воздействия музыки, режиссуры, игры и пения таких великих актеров, как Шаляпин.
С 1924 года и до дня своей кончины Коровин жил в Париже. Многократно он собирался возвратиться на родину, но, по его словам, не смог высвободиться «из петли», затянутой жизнью за границей. Оторванный от России, измученный нуждой, болезнью, одиночеством, он быстро сник, померк в своей художественной деятельности. Произведения, созданные живописцем в эмиграции, не идут ни в какое сравнение с его работами предшествующих лет. Но все это, конечно, не может бросить тени на лучшую пору творчества Коровина. В истории русского искусства он навсегда останется как блистательный мастер живописи, талантливейший певец красоты и радости жизни.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1971 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.