Вряд ли найдется в русской литературе другой такой трудный для интерпретации и неподатливый для иллюстрирования писатель, нежели Федор Михайлович Достоевский. В его романах есть развернутые описания мест действия и внешности героев, события развиваются во вполне определенных городах, на конкретных улицах и можно даже предположительно определить в каких из поныне существующих домов.
Но все эти детали настолько прочно введены в идейную структуру романа, что вне ее при внешней достоверности теряют свой смысл. Ведь романы Достоевского — мучительные споры о месте человека в мире, о смысле человеческого существования. Он стремился найти высшую правду, вступая в непримиримый спор с установившимися понятиями общественной жизни, морали, философии и даже с самим собой. Грандиозная, хотя и во многом противоречивая, система взглядов Достоевского оказывала влияние и на художников.
Из первых иллюстраторов произведений писателя назовем популярного графика П. Боклевского, сделавшего рисунки к «Бедным людям» (1881) и к «Преступлению и наказанию» (1883). В них есть немало зарисовок всякого рода сцен, типичных для жизни Петербурга, но сам жанровый характер дарования мастера-сатирика был глубоко чужд духу творчества Достоевского.
Довольно активно к идеям и образам Достоевского обращались в первые десятилетия нашего века теоретики искусства и художники, связанные с символизмом. Но они рассматривали романы великого писателя лишь как подтверждение своих собственных воззрений. Из всех интерпретаций произведений Достоевского в этот период особо можно выделить декорации М. Добужинского к инсценировке по роману «Бесы» — «Николай Ставрогин» в Московском Художественном театре (1913). Здесь Достоевский трактован как писатель обостренно чуткий ко всем проявлениям человеческого страдания. В своих эскизах, особенно в эскизе «Зимняя канавка», Добужинский нашел «нерв» Петербурга Достоевского, где человек и окружающая среда сливаются воедино, и город страдает вместе с человеком. Добужинский был самый острый и современно мыслящий художник среди мастеров «Мира искусства», широко обращавшихся к темам, связанным с Петербургом. Именно поэтому он оказался близок к экспрессивности стиля Достоевского, хотя ему не удалось добиться равной внутренней напряженности, всепоглощающей одержимости, принципиально важных для понимания поэтики писателя. Добужинский — автор до сих пор непревзойденной серии иллюстраций к «Белым ночам» (1922). Она сделана человеком, уже пережившим гражданскую войну, как рубеж, заставивший его на многие вещи смотреть иначе, чем прежде, и которому пронзительная, щемящая лирическая интонация этой ранней, во многом романтической повести оказалась внутренне близка. Добужинский не пытается перевести описания Достоевского на язык пластики, порой его композиции находятся в весьма приблизительных отношениях с конкретным текстом. Но в его иллюстрациях великолепно показана атмосфера повести, то, как город незаметно и властно входит в жизнь героев. На долгие годы серия Добужинского стала образцом творческого подхода к задачам художника в книге.
Многие художники, скажем Н. Алексеев в иллюстрациях к «Игроку», подчеркивали экспрессивность в восприятии мира героями Достоевского, пытаясь донести до читателя-зрителя общий эмоциональный тон того или иного произведения. Широкое признание получила и серия иллюстраций Д. Шмаринова к «Преступлению и наказанию», построенная на тонкой передаче психологического состояния героев в конкретном эпизоде. Она определила во многом утвердившийся в 1930-е годы подход к искусству книжной графики. В стиле чуть гротескных бытовых зарисовок решены иллюстрации В. Миклашевского к «Дядюшкиному сну» и «Селу Степанчикову и его обитателям». «Свой» Достоевский и у А. Гончарова, Ф. Константинова, С. Адамовича, А. Ушина и других советских мастеров графики разных поколений. Своеобразно прочтение «Братьев Карамазовых» московской художницей А. Корсаковой. Немало интересных интерпретаций произведений Достоевского дали советские театральные художники.
Необыкновенная личность самого Достоевского еще при жизни писателя привлекала внимание художников. Знаменитый портрет работы В. Перова, написанный в 1872 году и хранящийся ныне в Третьяковской галерее, знакомит нас с человеком, погруженным в свои мысли, философом. Художник постарался, как можно точнее зафиксировать сосредоточенное выражение лица, нервный жест крепко сомкнутых рук. Именно таким и представляешь себе писателя после прочтения его романов. В этом портрете, по праву числящемся среди шедевров русского искусства, уловлено главное в характере писателя, так сказать его основная идея. Особенно это чувствуется при сравнении образа, созданного Перовым, с портретным изображением Достоевского в надгробии, находящемся в Александро-Невской лавре в Ленинграде. Оно было исполнено скульптором-академистом Н. Лаврецким и полностью лишено образного обобщения.
Новое понимание вклада Достоевского в русскую культуру определило внутренний строй известного портрета, исполненного В. Фаворским (гравюра на дереве, 1929), где характеристика образа великого романиста предельно заострена.
Среди скульптурных изображений Достоевского наиболее известны портрет работы С. Коненкова и выразительный памятник работы С. Меркурова.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1971 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.