В сорок пять лет он писал: «Я очень благодарен моим родным за мое детство, потому что все впечатления его остались для меня и сейчас наиболее сильными, интересными и замечательными. И если я сейчас художник и писатель, то только благодаря моему детству».
Детство Евгения Ивановича Чарушина прошло в Вятке. Отец его был архитектором-художником, а мать — садоводом-любителем. Когда отцу доводилось ездить по губернии, он брал с собой сына.
«Ездили мы, — вспоминал Чарушин, — и днем и ночью, лесами и лугами, в пургу и осеннюю непогоду... И волки за нами гнались, и выезжали мы на токовище тетеревов, и глухарей вспугивали с вершин сосен. Случалось, что и в болоте тонули.
И восход солнца, и туманы утренние, и как лес просыпается, птицы запевают, как колеса хрустят по белому мху, как полозья свистят на морозе, — все это я с детства полюбил и пережил.
Моя мама научила меня с какой-то другой стороны смотреть и удивляться силе и красоте природы и всему ее разнообразию и великолепию».
Рисовать Чарушин начал очень рано. В детстве чаще всего изображал животных и битвы индейцев. По окончании школы он два года служил художником-декоратором III Армии и в декоративной мастерской вятского Губвоенкомата. Потом поступил на живописный факультет Академии художеств. Окончив Академию, он обосновался в Ленинграде.
В ту пору поэт С. Я. Маршак и художник В. В. Лебедев в ленинградском отделении Госиздата формировали идейно-художественные принципы и творческое лицо советской детской книги. Когда Чарушин познакомил Лебедева со своими работами, издательство поручило ему заново проиллюстрировать очередное издание «Мурзука» Виталия Бианки.
Нарисованный молодым художником герой книги — одинокий, беззащитный, доверчивый, пушистый рысенок полюбился детям, его читатели запоминают надолго.
Вскоре появились первые авторские книжки-картинки «Вольные птицы» и «Разные звери» (обе в 1929), а также короткие рассказы с картинками, которые публиковались в ленинградских журналах «Еж» и «Чиж». Большой творческой удачей Чарушина, в которой ярко сказались характерные черты его таланта, были иллюстрации к книге Н. Смирновой «Как Мишка большим медведем стал» (1929) и к книге С. Я. Маршака «Детки в клетке» (1935). В 1937 году художник проиллюстрировал сказки северных народов «Олешек-золотые рожки».
Искусство Чарушина — очень оптимистично. Оно легко и незаметно учит детей любить животных, природу. С большой занимательностью и юмором художник знакомит дети с жизнью звериных малышей.
Талант художника-анималиста был у Чарушина органически связан с талантом детского писателя. Писал Чарушин тоже главным образом о животных. Писал просто, незамысловато, но тепло и поэтично. Язык его точен, пластичен, слово шло бок о бок с рисунком, не уступая ему в реалистичности, конкретности.
Чарушин много работал над эстампом («Олененок», «Медвежонок», «Зайки в траве», «Тигренок» и др.). Увлекался он и анималистической скульптурой («Олененок», 1948), делал игрушки.
В годы Великой Отечественной войны художник выполнил свыше 700 различных работ. Он рисовал агитплакаты и карикатуры, оформлял в Кировском областном театре спектакли («Жди меня», «Осада Лейдена», «Тристан и Изольда»). В то же время Чарушин создавал игрушки, занимался рисованием с малышами, расписывал комнаты детского сада и Дома пионеров.
В 1940-е—1960-е годы Чарушиным было сделано множество интересных иллюстраций, главным образом, в технике акварельного рисунка. Среди них особенно выделяются рисунки к книгам «Мишка-Башка» В. Бианки; «Вот они какие», «Лесные хозяева» В. Лившиц; «Про Томку», «Кто как живет», «Большие и маленькие» Е. Чарушина.
Работы художника с успехом экспонировались на выставках в Нью-Йорке, Лондоне, Париже, Афинах. Последней работой Чарушина были иллюстрации к стихотворениям С. Я. Маршака «Детки в клетке», которые он прислал в Москву на национальный конкурс, объявленный Советским подготовительным комитетом Международной Лейпцигской выставки искусства книгопечатания.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1971 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.