«Не вздумай стать художником, художники живут на чердаках, и хоронят их на общественный счет» — писал с далекого Кавказа отец.
Однако сын не послушал его. Он бросил философский факультет Цюрихского университета и продолжил свое образование в Мюнхенской Академии художеств у скульптора Рюмана. Тяготея к скульптуре монументальных форм, он внимательно изучал искусство античности и Возрождения.
Уже за границей им был исполнен ряд портретов русских писателей, а также эскиз памятника А. С. Пушкину.
В 1909 году Сергей Дмитриевич Меркуров вернулся на родину. Одной из первых значительных его работ, сделанных в России, была посмертная маска, снятая с лица Л. Н. Толстого. Позднее молодой скульптор начал трудиться над памятником Л. Н. Толстому. Памятник этот приобрел один меценат и решил поставить его в Москве на площади перед строящимся собором. Реакционная печать подняла вой. «Нам стало известно, — писала одна московская газета, — что хотят на Миусской площади перед храмом божьим поставить памятник отлученному от церкви безбожнику Толстому. Если памятник поставят, мы его взорвем». Памятник Толстому остался в мастерской скульптора. Лишь в годы Советской власти, он был водружен в сквере, против Хамовнического переулка, где жил великий писатель.
После установления Советской власти перед Меркуровым открылось широкое поле деятельности. Уже в 1918 году в Москве были поставлены две его статуи — «Ф. М. Достоевский» и «Мысль», исполненные в граните незадолго до революции. Включившись в осуществление ленинского плана монументальной пропаганды, Меркуров стал участвовать во многих конкурсах на проекты памятников. В 1920 году им был выполнен в граните памятник К. Марксу в Симбирске. Несколько позже в 1922—1923 годах Меркуров, совместно с архитектором Осиповым, создал строгий и лаконичный по форме памятник великому русскому ученому К. А. Тимирязеву. Его установили в Москве у Никитских ворот.
С середины двадцатых годов преобладающее место в творчестве Меркурова заняла работа над образом В. И. Ленина. В январе 1924 года в Горках Меркуров снял посмертную маску с лица и рук В. И. Ленина. «Начиная с 1924 года, — писал Меркуров, — я поставил себе уже вполне конкретную задачу воссоздать образ Ленина в скульптуре». В своей работе он использовал личные впечатления от встречи с Владимиром Ильичем, снятую маску, фотографии, кадры кино и воспоминания современников. Сильным выражением чувства скорби отличается его смело решенная восьмифигурная монументальная композиция «Похороны вождя» (1927), в которой Меркуров воплотил мотив траурного шествия. В двадцатые годы Меркуров выполнил большое, число портретных бюстов и статуй В. И. Ленина для клубов, общественных и государственных учреждений.
В течение многих лет (1924—1946) работал скульптор над композицией «26 бакинских комиссаров». Центральным образом композиции явилась фигура руководителя Бакинской коммуны — Степана Шаумяна. В 1934 году Меркуров установил памятник Шаумяну в Ереване. С этими двумя работами тематически связано одно из наиболее удачных произведений Меркурова — скульптурный портрет Шаумяна (1929). Это пример героического образа в портрете, который получил в советской скульптуре наибольшее развитие в последующие годы. Меркуров лично знал Шаумяна — в юности он учился вместе с ним в Тифлисском реальном училище. С большой любовью воссоздал он впечатляющий образ этого замечательного человека, соратника В. И. Ленина, подчеркнув в нем, прежде всего, черты непреклонной воли и бесстрашия революционера-борца.
Во второй половине тридцатых годов Меркуров выполнил статуи для канала Москва—Волга. Сложенные из мощных блоков гранита они возвышались у аванпорта канала, там, где Иваньковская плотина перегородила Волгу. Это была одна из первых попыток советских скульпторов создать портретные монументы.
Монумент Ленина, высота которого над уровнем воды достигает 32 метров, а высота самой фигуры —16 метров, скульптор создавал на основе сделанного им еще в 1919 году фотографического снимка Ленина. В ту пору Меркурову посчастливилось слушать и наблюдать выступление Ленина на Красной площади.
В 1939 году Меркуров создал статую В. И. Ленина для зала заседаний Верховного Совета СССР в Большом Кремлевском дворце. В композиционном решении этой статуи скульптор повторил пластический мотив монумента на канале.
Большой творческой удачей Меркурова был памятник Ленину, сооруженный в 1940 году в Ереване. Этот памятник — целостный скульптурно-архитектурный ансамбль, в котором нашла интересное применение резьба, выполненная по мотивам армянского народного творчества. Статуя Ленина вычеканена из листов красной кованой меди.
В разное время Меркуровым снимались посмертные гипсовые маски с лиц Я. М. Свердлова, Ф. Э. Дзержинского, М. И. Калинина, А. А. Жданова, В. В. Маяковского, А. Н. Толстого и многих других выдающихся деятелей, представителей литературы, науки и искусства. По этим материалам, имеющим большую историческую ценность, у Кремлевской стены установлены надгробные памятники-бюсты Я. М. Свердлову, Ф. Э. Дзержинскому, М. В. Фрунзе, М. И. Калинину, А. А. Жданову.
Творчество С. Д. Меркурова — народного художника СССР, действительного члена Академии художеств СССР, заняло видное место в истории советской скульптуры.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1971 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.