Ни об одном из художников XX века не спорили так много и страстно, как о Пабло Пикассо. И ныне, когда произведения мастера находятся во всех крупнейших музеях мира (в том числе в ленинградском Эрмитаже и московском Музее изобразительных искусств), когда написанные о нем книги и статьи составляют целую библиотеку, полемика по поводу творчества знаменитого художника еще не стала достоянием истории. И дело не только в том, что на протяжении семидесяти лет работы в искусстве Пикассо непрерывно экспериментирует, создавая новые концепции построения пластической формы и образной речи. Он всегда стремился понять и выразить самую суть жизни XX века во всей ее сложности, противоречивости и драматизме. Вот почему спор о художнике обычно превращается в спор об эпохе, и различие взглядов в полемике — это, прежде всего различие общественных позиций участников многолетнего диспута.
Пабло Пикассо (собственно — Руис; Пикассо — фамилия матери художника) родился в Малаге (Испания). Уже в детские годы он начинает работать как художник в мастерской своего отца, профессионального живописца. Затем Пикассо недолгое время учится в барселонской школе изящных искусств и мадридской Академии Сан-Фернандо. Быстро постигнув все премудрости академической традиции, молодой мастер не видит нужды формально завершать свое специальное образование и, полный стремления к смелым оригинальным творческим решениям, в 1901 году переселяется в Париж.
Здесь он попадает в атмосферу бурного и дерзкого экспериментаторства, которая разительно отличалась от обстановки безраздельного господства салонного академизма, царившего в испанском искусстве на рубеже XIX—XX веков.
Пикассо навсегда остается во Франции, тесно сближается с ее народом и культурой. Но «испанское начало» все же сохраняется в искусстве мастера. Оно дает себя знать и в его темпераменте, и в некоторых особенностях художественного видения мира, и, наконец, в темах и сюжетах многих произведений.
На 1901—1906 годы приходятся первые периоды творчества Пикассо (так называемые «голубой» и «розовый» — они великолепно представлены в музеях СССР). В произведениях этих лет чаще всего изображены люди нелегкой судьбы: бездомные бедняки и нищие, бродячие циркачи и актеры, сентиментальные мечтатели и непризнанные поэты, коротающие свой век за, трактирным столиком. Все эти произведения близки романтической традиции прошлого столетия, но несут и явную печать новой эпохи: возвышенная поэтичность зачастую соединена здесь с ощущением безысходной горечи жизни, восторженное преклонение перед материальной красотой мира — с безотчетной пока что тягой к угловатости, неуравновешенности форм, к диссонансам колорита. Поэзия человечности, которая всегда будет пронизывать творчество Пикассо, подсказала ему тут, что человек неустроен и сиротлив в окружающем его мире и самая красота этого мира — зыбка и обманчива.
Последующее десятилетие (1907—1916) в творчестве Пикассо проходит под знаком экспериментов в духе так называемого «кубизма». Наряду с группой других мастеров (Ж. Брак, Ф. Леже, Р. Делоне и других), художник пытается найти такой условный язык форм, который позволил бы достичь особой тонкости и глубины проникновения в духовную жизнь времени и вместе с тем создать широко обобщенные образы действительности. Пикассо идет на резкую деформацию и прямое разложение формы предмета, геометризирует объемы или, напротив, с нарочитой дерзостью и контрастностью сопоставляет локально окрашенные плоскости, рассчитывая на поток зрительских ассоциаций.
Примечательно, однако, что и в годы самых сложных, парадоксальных экспериментов Пикассо сохранил органичную связь с великими традициями мировой художественной классики. Начиная с двадцатых и вплоть до шестидесятых годов он создает множество живописных и графических произведений, которые представляют собой подлинно современное развитие и классической формы и традиционных, «вечных» образов материнства, творчества, гармонического идеала жизни («Портрет мадмуазель С. Д.»).
Вместе с тем Пикассо с потрясающей остротой и силой при помощи глубоко новаторских приемов откликается в своих работах на трагические события жизни XX века.
Достаточно вспомнить знаменитую «Гернику». Эта картина была написана в 1937 году, через несколько месяцев после того, как фашисты подвергли, варварской бомбардировке испанский городок, сражавшийся на стороне республиканцев.
«Герника» — картина-метафора, в которой господствует символический строй художественной речи, расчет на ассоциации и эмоциональное воздействие пластической формы. Тут нет непосредственного изображения события: художник показал мучительно-горестное видение страшного мира, который рушится на глазах, где все живое, светлое гибнет, издавая скорбный вопль страдания. Осколки человеческих тел, разодранные криком рты, античная маска, соединенная со сжимающей светильник рукой — символ искусства, разума, безуспешно пытающихся пробиться сквозь обступающий людей мрак — все эти и иные, хаотично смешанные образы картины сливаются в трагическую фантасмагорию гибели цивилизации, растаптываемой фашистским сапогом.
В годы войны с немецким фашизмом Пикассо участвует в движении Сопротивления, а в 1944 г. вступает в Коммунистическую партию Франции. «К коммунизму меня привело все мое творчество», — сказал мастер.
На протяжении послевоенной четверти века Пикассо многие свои крупнейшие композиции посвящает темам борьбы за мир, против преступлений империализма. Таковы картина «Война в Корее», 1951; панно «Война и Мир», 1954; знаменитый «Голубь мира», выполненный для плаката в честь открытия .Парижского конгресса сторонников мира (1949). Высокий гуманистический пафос пронизывает и иные работы художника, выполненные во многих жанрах (живопись, скульптура, графика, керамика).
Пабло Пикассо — лауреат Международной Ленинской премии мира.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1971 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.