Михаил Иванович Лебедев умер, когда ему исполнилось всего 26 лет от роду. Другие в это время еще только выходят на самостоятельный путь. И, тем не менее, без творчества Лебедева нельзя должным образом представить себе русскую пейзажную живопись первой половины прошлого века. Это одна из самых поэтичных и важных страниц ее истории.
Михаил Иванович Лебедев родился в семье крепостных в городе Дерпте (ныне — Тарту). В восемнадцатилетнем возрасте он был зачислен в Петербургскую Академию художеств, где и пробыл 5 лет, занимаясь у известного пейзажиста М. Воробьева. Работы молодого художника, сделанные в рамках академических заданий, строились, как тогда требовалось, по принципу панорамы, но в небольших работах, исполненных им для себя, рано проявилось своеобразное поэтическое отношение к миру природы. Последнее академическое лето 1833 года Лебедев провел в Ладожском уезде и писал, по-видимому, очень много. Его, убежденного художника-романтика, мечтающего о живописи, созвучной чувствам и переживаниям человека, привлекала природа в моменты, когда нарушается спокойное течение ее жизни («В ветреную погоду», 1833). Один из пейзажей 1833 года «Вид в окрестностях Ладожского озера» был отмечен Большой золотой медалью.
Развитию наблюдательности Лебедева способствовало рисование с натуры. Художник одним из первых попытался запечатлеть жизнь «простого» Петербурга.
Весной 1834 года Лебедев как пенсионер Академии художеств уезжает в Италию. Его привлекает Рим, бывший в ту эпоху центром притяжения для художников многих европейских стран. Празднично-торжественной и величественной показалась Лебедеву итальянская природа. В его первых итальянских пейзажах и композициях немало музейных впечатлений, чисто внешних эффектов. Но со временем изображение римских парков и изысканных панорам приобретает на его полотнах простоту и органичность. Лебедев уловил душу итальянской природы, осознал свое отношение к ней и в то же время по восприятию остался лиричным русским мастером. В пейзажных полотнах он шел от конкретных живых ощущений и пытался выразить свое взволнованное внутреннее состояние через сложную жизнь природы. В работах Лебедева мы порой видим и маленькие человеческие фигуры и архитектурные мотивы Италии, но все это подчинено общему настроению пейзажа. И если многие художники той поры в портреты и картины для большей живости вводили пейзаж, то у Лебедева все остальные компоненты лишь добавление к пейзажу. Среди лучших его итальянских полотен выделяются две работы 1837 года: «Аллея в Альбано» и «В парке Гиджи».
Лебедева чрезвычайно привлекала игра света и тени, он любил писать таинственные тенистые аллеи, облачное небо, то есть мотивы, где выражены переменчивые состояния природы. В своих пейзажах Лебедев хотел передать впечатление световоздушной среды. Он делал предварительные этюды маслом. Цвет его полотен был тонким и эмоциональным.
Внезапная смерть от холеры оборвала жизнь Лебедева в пору расцвета. Его творческие искания остановились на пороге пленерной живописи. Из современников только Сильвестр Щедрин, тоже шедший к передаче в живописи света и воздуха, был близок Лебедеву.
Лебедев оказал плодотворное влияние на развитие русской пейзажной живописи. Его произведения знал Ф. Васильев и другие пейзажисты второй половины XIX века. Брюллов, работая над пейзажными фонами своих портретов, невольно вспоминал о лебедевской живописи. И даже столь строгий судья, как Александр Иванов, со временем высоко оценил значение его работ.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1971 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.