В самые последние годы перед Великой Октябрьской социалистической революцией в русском искусстве выдвинулась группа молодых мастеров, которым суждено было сыграть важную роль в становлении молодой советской культуры. Твердые основы мастерства, идущие от классики, они соединили с ритмами времени, попытались в своем творчестве показать человека своей эпохи во всей его сложности, значительности и красоте. В этой плеяде была скульптор Надежда Васильевна Крандиевская.
Крандиевская росла в очень культурной семье. Ее отец был весьма известным журналистом и издателем, мать — профессиональной писательницей. В доме Крандиевских любили Чехова, здесь часто бывали видные представители демократически настроенной интеллигенции, порой заходил А. М. Горький. Эта среда оказала немаловажное влияние на выбор профессии и формирование личности будущей художницы. С детства ей чрезвычайно нравилось лепить и как-то само собой считалось, что она будет скульптором. Старший брат Всеволод уже учился на живописном отделении Училища живописи, ваяния и зодчества, но женщин туда принимали лишь в качестве вольнослушательниц. Крандиевская выдержала все испытания и стала заниматься на скульптурном отделении у С. М. Волнухина. Она делала заметные успехи. Первые самостоятельные работы — портрет Н. Меллер, портрет брата Всеволода и голова натурщицы — были отобраны для выставки Союза русских художников в 1911 году. О них одобрительно отзывались маститые критики. Классическая ясность, благородство сочетались в них с лирическим проникновением в характер портретируемого. Но молодая художница, стремясь к еще большему совершенству формы своих произведений, уехала в 1912 году в Париж. В Париже Крандиевская посещала мастерскую А. Бурделя, впрочем, не оказавшего сколько-нибудь ощутимого влияния на стилистику ее работ. Но здесь она лучше узнала классическую скульптуру и основательно познакомилась с творчеством О. Родена, единственного из всех крупных современных мастеров вызывавшего у нее восхищение. Кубистические опыты в пластике, бывшие тогда «последним словом» моды, были совершенно чужды Крандиевской. В 1913 году она возвратилась в родную Москву и продолжила свои занятия у Волнухина. Постепенно Крандиевская приобретает признание как портретист. Она в основном делает портреты представителей 236 творческой интеллигенции. Среди лучших работ этой поры портреты поэтессы С. Я. Парнок (1913), А. Н. Толстого (1915; известный к тому времени писатель был женат на сестре Надежды Васильевны) и великолепный по выразительности скульптурной формы портрет поэтессы Марины Цветаевой (1915).
После Октябрьской революции Крандиевская принимает весьма активное участие в работе по осуществлению ленинского плана монументальной пропаганды. Она исполняет портрет выдающегося украинского философа и писателя Григория Сковороды, отличающийся психологической глубиной. В своем герое Крандиевская подчеркивает, как главное, его демократизм. В 1918—1919 годах ею создан проект памятника Савонароле, вожаку флорентийской бедноты, философу, выступившему против власть имущих. Известно, что Крандиевская была в числе художников, подавших свои проекты на конкурс памятника «Освобожденный труд».
В 1920-е годы Крандиевская довольно широко экспонирует свои работы на всех крупнейших выставках и на выставках отдельных художественных группировок, таких, как «Жар-цвет», АХРР, Общество русских скульпторов (ОРС), Ею создано одно из наиболее интересных в нашей скульптуре изображений Ф. Энгельса. В этом портрете привлекает классическая ясность и простота решения, благородство, отсутствие холодно-отвлеченной идеальной схемы. Крандиевская создала галерею образов своих замечательных современников: портрет Д. Фурманова строг и обстоятелен, а в портрете Демьяна Бедного художница постаралась показать ироничность поэта; начиная с 1928 года Крандиевская сделала несколько портретов А. М. Горького. Ее увлекает работа над портретами героев гражданской войны В. И. Чапаева, С. М. Буденного и композициями, посвященными жизни Красной Армии, такими, как «Разведка», «Красный кавалерист».
Стремление к монументальной обобщенности образа сказалось в статуе «Рабфаковец» (1932) и в группе скульптур на спортивные темы (1930). Закономерно, что Крандиевская была привлечена к оформлению нового здания Государственной библиотеки имени В. И. Ленина. Она выполнила модели скульптурных голов Н. В. Гоголя, А. М. Горького, А. С. Пушкина, Т. Г. Шевченко, Л. Н. Толстого и монументальные фигуры «Колхозница» и «Красноармеец».
В 1940-е и 1950-е годы Крандиевская продолжает выступать как портретист. Ей принадлежит ряд психологически выразительных портретов известных актрис: А. Яблочкиной (1943), Е. Турчаниновой (1945), Е. Гоголевой (1946). Скульптор широко обращается и к образам исторических деятелей культуры. Крандиевская автор композиции «М. В. Ломоносов» (1945), портрета Л. Н. Толстого (1948), ряда портретов А. С. Пушкина, последний из которых был исполнен уже в 1958 году. Очень близок Крандиевской был образ Микеланджело. Скульптурная манера Крандиевской, в которой классическая строгость соединяется с определенной интимностью, оказалась очень уместной в скульптурных надгробиях. Художница была также мастером рисунка.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1971 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.