Владимир Александрович Беклемишев жил в ту пору, когда русские скульпторы уже не желали работать по-старому, но еще не нашли новых путей. Пример живописцев-передвижников заставил многих художников более строго и серьезно отнестись к своему творчеству, осознать ответственность своего дела перед обществом. Однако утверждение новых демократических идей было процессом многотрудным, нелегким, особенно в области скульптуры, где путы далекого от живой российской действительности академизма были сильнее, чем в других видах искусства. Творчество Беклемишева в силу этих сложных исторических обстоятельств тоже отмечено чертами противоречивости, эклектики, и, вместе с тем, оно сыграло свою роль в укреплении реалистических позиций в русском ваянии.
Беклемишев получил добротную профессиональную подготовку в Академии художеств в Петербурге с 1878 по 1887 год, где он учился у Н. Лаврецкого, а затем и за границей. Показательно, что сразу же после возвращения из заграничной командировки Беклемишева, как человека основательно и твердо усвоившего курс, убежденного в его правильности, привлекают к преподавательской работе. В 33 года Беклемишев уже профессор и руководитель всего скульптурного отделения в Академии художеств. Впоследствии он был ректором и Высшего художественного училища при Академии художеств. Однако эта головокружительная карьера вовсе не свидетельствует о каком-то необыкновенном педагогическом даре Беклемишева. Он активно противился поискам своих учеников, прежде прошедших курс в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества. V него были конфликты с Шервудом и Голубкиной, а своенравный Коненков просто-напросто ушел из его мастерской. Система преподавания Беклемишева, обладавшая определенными достоинствами, была все же явно устаревшей. Но неверно было бы изображать Беклемишева как человека всегда нечуткого к молодежи. Ведь никто иной, как он нашел в монастыре в Новом Афоне талантливого послушника Филиппа Малявина и посоветовал ему ехать учиться в Петербург.
И в творческой практике скульптора мы встречаемся со сходными контрастами. В композиции «Как хороши, как свежи были розы» из Третьяковской галереи и в таких псевдозначительных произведениях, как «Христианки первых веков» и «Варвара великомученица», где он, вслед за Антокольским пытается обратиться к исторической тематике, Беклемишев — типичный представитель позднеакадемического искусства. Шаблоны заменяют здесь самостоятельность мышления, манера лепки чрезвычайно суха, «зализана». Отталкивает эмоциональная холодность, вещи сделаны ремесленно, без вдохновения. Многие работы четко ориентированы на образцы тогдашнего салонного искусства.
Произведения такого рода приносили официальное признание, безотказно покупались. Работая всегда в подобном духе, художник вошел бы в историю нашего искусства лишь как отрицательная величина.
Однако наряду с этим Беклемишев является и автором популярнейшей реалистической скульптурной композиции конца прошлого века «Деревенская любовь» (1896). Ее отличает наблюдательность, стремление создать в искусстве жизненно-правдивые образы людей из народа. Художник показал объяснение в любви двух молодых крестьян, происходящее, по-видимому, в короткий перерыв во время полевых работ. Мы чувствуем застенчивость и взволнованность героев. Об этой работе хорошо отзывался Стасов, ценя ее демократическую направленность. По своему духу, по самому характеру построения скульптуры — а это последовательный рассказ об эпизоде со множеством деталей, подчас излишних, но достоверных — композиция Беклемишева весьма близка полотнам поздних подвижников. И в некоторых других работах мастер попытался оживить академическую форму жизненными сюжетами. Неожиданной темпераментностью и острой характерностью выделяется, в частности, бюст художника А. А. Риццони, говорящий о том, что временами у Беклемишева тоже возникало желание сделать произведение в духе новейших веяний в пластике. Обычно в своих портретах он не позволял себе подобных «вольностей». Нередко, например, в мраморном портрете художника А. И. Куинджи Беклемишев стремился к известной идеализации образа, в других скатывался к натуралистической точной, но неэмоциональной характеристике портретируемого. Пытался Беклемишев работать и как скульптор-монументалист. Он автор памятников А. С. Грибоедову для русского посольства в Тегеране, Ермаку в Новочеркасске, памятника С. П. Боткину в Петербурге. Ориентиром для него здесь служили памятники А. Опекушина, однако он уступал своему предшественнику. И наоборот, Беклемишев был силен в малой пластике. Работая над ней, он нередко забывал о «правилах», создавая живые выразительные композиции («Танцовщица») и портреты (портрет В. Н. Давыдова, 1916). Вместе с такими скульпторами, как Р. Бах, И. Гинзбург, он оказал немалое влияние на формирование творческих принципов ряда художников, которые пытались заново переосмыслить уроки академической школы. Среди них можно назвать и известного советского скульптора М. Манизера.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1971 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.