В Московское училище живописи, ваяния и зодчества Александр Герасимов поступил в 1903 году и окончил его 12 лет спустя по двум факультетам — живописному и архитектурному. Из преподавателей училища — В. А. Серов, А. Е. Архипов, К. А. Коровин — несомненно, оказали на него наибольшее влияние. Уже в начальный период своей самостоятельной творческой жизни Герасимов стал работать в области пейзажа, натюрморта, портрета и картины.
Первые восемь лет после Октябрьской революции молодой художник прожил у себя на родине, в городе Козлове (ныне Мичуринск), писал плакаты для Южного фронта, агитационные панно, театральные декорации. В 1925 году он переехал в Москву и вступил в АХХР. Участие в больших тематических выставках открыло новую страницу в биографии Герасимова.
Долго и упорно трудился художник над образом Владимира Ильича Ленина и, наконец, в 1930 году создал картину «Ленин на трибуне». Эта картина, отражающая мысль о единстве народа и вождя, об исторической силе революционного движения, вооруженного передовым учением марксизма-ленинизма, знаменовала собой одно из достижений советской живописи на рубеже тридцатых годов. Она завоевала большую популярность.
Герасимов активно работал в области театральной декорации, писал пейзажи и натюрморты. Типичными его работами являются пейзажи: «Урожай» (1929), «Купанье лошадей» (1930), «После дождя» (1935), «Осенний пейзаж» (1936), натюрморты «Рябина» (1937), «Розы» (1940).
В 1939 году Герасимов написал большой портрет балерины О. В. Лепешинской, в котором обратился к традиции русского парадного портрета конца XVIII — начала XIX века. Балерина изображена художником в белой пачке на фоне огромного зеркала в золотой раме, которое углубляет пространство и еще более наполняет его светом и воздухом.
Из женских портретов кисти Герасимова интересен также портрет артистки А. К. Тарасовой (1939), в котором живописца интересовала задача изображения человека в пленере. Удачен портрет другого выдающегося мастера Художественного театра — И. М. Москвина (1940).
Во время Великой Отечественной войны Герасимов написал свой широко известный групповой портрет старейших художников (1944). Он изобразил старейших мастеров русского искусства, собравшихся за дружеской беседой у круглого стола. Их четверо: знаменитый гравер И. Н. Павлов, живописцы В. Н. Бакшеев, В. К. Бялыницкий-Бируля и В. Н. Мешков. И хотя самому младшему из них семьдесят два года, все они полны внутренней бодрости и энергии.
Сам художник рассказывал о своей работе над этим портретом следующее: «Дело было летом. Каждое утро я собирал их всех к себе в мастерскую. Я стараюсь никогда не «сажать» человека, я с ним говорю, курю, жду, пока он сам сядет так, как мне интересно. Тогда у человека оживает лицо... Композиция портрета получалась совершенно естественная... При работе над портретом у меня было особое состояние: передо мной сидели крупные художники и тонкие ценители искусства».
В послевоенные годы Герасимов много работал над портретами представителей советской интеллигенции, среди которых заслуживают внимания «Портрет скульптора Б. И. Яковлева» (1950), «Портрет М. П. Кристи» (1951), «Портрет скульптора С. С. Алешина» (1954) и др.
С 1947 по 1957 год лауреат Государственных премий А. М. Герасимов был президентом Академии художеств СССР.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1971 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.