Во второй половине прошлого века в венгерском искусстве происходили важные изменения. Художники-реалисты во главе с Михаем Мункачи смело обращались к актуальным современным темам, демократизировали все жанры искусства, искали новые выразительные средства. В области пейзажа мастером, по-новому заставившим взглянуть на окружающую природу, мастером, открывшим новые возможности для развития этого вида живописи, был Ласло Паал. Его короткая, но яркая жизнь вызывала удивление и восхищение. Современники, впрочем, не до конца оценили масштаб его дарования, и лишь со временем стало очевидно подлинное значение его вклада в венгерскую художественную культуру и в европейскую пейзажную живопись XIX века.
Ласло Паал, как и Мункачи, был родом из Трансильвании. Его отец был почтовым служащим, но он не препятствовал странному для окружающей среды желанию сына стать художником. Возможно, решающую роль в раннем выборе профессии, сыграло знакомство с Палом Беном, скромным живописцем, писавшим жанровые сценки. В юности Ласло Паал подружился с Мункачи, который был старше его всего на два года. Художники поддерживали дружеские отношения всю жизнь. Они были единомышленниками и часто работали бок о бок. Порой даже, по легенде, Паал просил Мункачи написать некоторые фигуры в его пейзажах. Памятником этой дружбы остался очень искренний этюдный портрет Паала, написанный Мункачи за два года до смерти товарища.
Паал начинал учиться в Венгрии, а затем, как и многие его товарищи, перебрался в Мюнхен, потом в Дюссельдорф, пейзажисты которого тогда пользовались популярностью в странах центральной Европы. Он побывал дважды в Голландии и ездил в Англию, чтобы в подлинниках познакомиться с шедеврами Джона Констебла. Настоящим откровением для него была выставка картин Г. Курбе в Мюнхене. Паал ездил в Барбизон, чтобы лучше понять метод работы полюбившихся ему французских мастеров, и Ф. Милле, которому он показывал некоторые свои пейзажи, очень тепло отозвался о молодом венгерском художнике.
Мотивы, которые Ласло Паал выбирал для своих произведений, как правило, предельно просты. То это степная дорога, то скирды, а чаще всего лес, опушки, просеки... Может быть, эта необычайная привязанность к лесу была связана с воспоминаниями о детстве, о прогулках по буковым лесам Трансильвании. Он не стремился к эффектности или внешней романтичности. Его целью было показать жизнь природы наполнить ее внутренней одухотворенностью. Мы ощущаем движение облаков («Облака», 1871), беспокойное, порывистое, влажность воздуха и изменчивость погоды в этот момент, и в то же время Паал стремится к пластической ясности и четкости. Он как бы фрагментирует огромный мир природы, показывает отдельные уголки («Лесная просека», 1876; «В лесу», 1877), но не просто фиксирует то, что видит вокруг, а творчески преобразует, создавая определенное настроение. Интонация его в диалоге со зрителем искренняя, доверительная. Он вводит нас в мир природы, созвучный человеческим чувствам, мир небудничный, взволнованный. Не случайно Паал так любил писать беспокойное, облачное небо и таинственность лесной чащи. Художник воспринимал все окружающее очень эмоционально, как истинный поэт. Его живопись осязательна, материальна. Он с виртуозностью разрабатывал тончайшие оттенки цвета, тщательно строил композицию, чтобы добиться необходимого звучания пейзажа. Впервые в истории венгерского искусства художник столь непосредственно запечатлевал в живописи свои чувства.
Связь творчества Ласло Паала с исканиями его знаменитых непосредственных предшественников достаточно очевидна. В разработке цвета, иногда даже в выборе мотивов для пейзажей, в композиции видно, что он прекрасно знал художников барбизонской школы, и, в первую очередь, Добиньи и Теодора Руссо. Но Паал не подходил к их творческому опыту как робкий ученик. Он опирался, прежде всего на непосредственное изучение природы, стремясь постичь ее тайны, доверял в первую очередь своим чувствам.
Паал работал в огромном творческом напряжении, не давая себе пощады, стремясь к постоянному самосовершенствованию. Умер он молодым, но те несколько десятков пейзажей, которые он создал, оказали плодотворное влияние на развитие национальной школы живописи.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1971 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.