Илья Иванович Машков был человеком жизнерадостным, темпераментным, веселым. И его искусство тоже жизнерадостно, мажорно. Через мир вещей в натюрмортах художник выражал свое отношение к действительности наиболее непосредственно и ярко, хотя небезуспешно пробовал силы и в других жанрах живописи.
О народном характере дарования Машкова писал уже один из ранних критиков его творчества — И. Аксенов. Была в этой живописи какая-то стихийная сила, художник не стеснял себя рамками узко понятых эстетических канонов.
Машков был родом с Дона, из станицы Михайловской. Рос он в бедной крестьянской семье, не помышлял об искусстве, но временами тайком, для себя, рисовал. С 12 лет его отдали в люди и с первым профессиональным, «настоящим» художником он познакомился лишь в 18 лет. Однако одаренность Машкова была настолько очевидна, что, несмотря на отсутствие серьезной подготовки, его сразу же приняли в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями стали А. Архипов, Л. Пастернак, К. Коровин и В. Серов, которому он первое время пытался подражать. Потрясающее впечатление, по воспоминаниям Машкова, произвели на него посещение Эрмитажа, знакомство с живописью Тициана и Рембрандта, необыкновенно эмоциональное действие красного цвета в картинах старых мастеров. В 1908 году художник отправился в заграничное путешествие. Он знакомился с музеями и современными выставками в Германии, Франции, Англии, Испании, Италии. Мозаики в соборе Сан-Марко в Венеции поразили его богатством цветовых ощущений, а фрески Джотто в Падуе окончательно убедили его в том, что живопись и музыка — родные сестры. Из мастеров, более близких современности, ему пришелся по душе Ван Гог. Во многом сродни оказались ему и поиски его ровесников художников-фовистов («диких»), стремившихся в интенсивности цвета передать непосредственное ощущение действительности.
После возвращения в Москву Машков не мог работать по-прежнему. Весной 1909 года его отчислили из Училища. В этот период Машков с П. Кончаловским, А. Куприным, В. Рождественским, А. Лентуловым и другими молодыми мастерами, стоявшими на близких позициях, организовали общество под названием «Бубновый валет».
Искусство Машкова отличается редкостной темпераментностью. Он выражал свои чувства открыто, в полную силу. В «Натюрморте с ярко-красным подносом» (1908), в «Синих сливах» (1910) он добивается великолепной звучности цвета, сознательно резко подчеркивает материальность форм каждого предмета «жирным» контуром. Предмет в его натюрмортах выступает как основа и единственное действующее лицо, художнику не нужно для раскрытия его сущности никаких сюжетных околичностей. Цвет выступает у Машкова как основа живописи, и непосредственно через цвет художник пытается передать свое мироощущение зрителю. Живопись Машкова действует на зрителя активно, будоражаще. Это праздничная симфония в честь жизни на земле. Он с упоением подчеркивал материальность, плоть предметов, учил своей живописью радоваться самым простым вещам бытия.
Этому девизу Машков оставался, верен всегда, хотя его живопись и претерпевала значительные изменения. Лучшими его произведениями послереволюционного периода считают два парных натюрморта 1924 года «Снедь московская. Мясо, дичь» и «Снедь московская. Хлебы». Сложностью живописного решения выделяется другое полотно «Ананасы и бананы». (1938). Ориентируясь на жизнерадостную живопись фламандцев XVII века, художник стремился к праздничности, монументальности.
Машков был хорошим рисовальщиком, сохранилось немало его портретных работ, среди которых надо отметить портрет партизана А. Е. Трошина (1932). Машков — автор известных композиционных сюжетных полотен и пейзажей, которые он начал писать со времени вступления в АХРР. Однако Машков вошел в историю русского и советского искусства, в первую очередь, как великолепный мастер натюрморта.
Много времени отдавал Машков педагогической деятельности, которой он начал заниматься еще в 1906 году. Как профессор Вхутемаса он сыграл решающую роль в жизни многих советских художников.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1971 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.