В русском изобразительном искусстве первой трети XIX века ведущая роль принадлежала архитектуре и тесно связанной с ней монументальной скульптуре. Именно в это время созданы многие знаменитые ансамбли Петербурга, строгие и величественные в своей красоте. Одним из мастеров, определивших ваяние своей эпохи, стал Василий Иванович Демут-Малиновский. По словам известного критика А. Эфроса, он «первый придал отчетливую русскую жанровость академической скульптуре — соединение русской бытовщины образа с космополитической отвлеченностью композиции». На творчество Демут-Малиновского положительное влияние оказали передовые идеи, зародившиеся в русском обществе после Отечественной войны 1812 года.
Биография мастера очень показательна для тех лет. В 1800 году Демут-Малиновский окончил Академию художеств в Петербурге. В 1802 году он победил в конкурсе на надгробный памятник известному скульптору М. И. Козловскому. Как и многие художники тех времен, несколько лет Демут-Малиновский провел в Италии, где изучал классическую скульптуру, бывшую тогда никем не оспариваемым идеалом и мерилом эстетической ценности любой современной работы. В Риме молодой скульптор совершенствовался у знаменитого Кановы. Едва возвратившись на родину, Демут-Малиновский сразу же включается в работу по оформлению Казанского собора. Здесь он трудится бок о бок со своим давним знакомым, другим крупным мастером этой эпохи С. С. Пименовым, с которым он постоянно сотрудничал и в дальнейшем. Одновременно с работой в Казанском соборе архитектор А. Н. Воронихин привлекает их к оформлению Горного кадетского корпуса (ныне Горный институт). Вместе с Пименовым Демут-Малиновский делает фигуры, символизирующие страны света, и фигуры «рек» для здания Адмиралтейства. Правда, те фигуры, которые мы видим сегодня на Адмиралтействе — лишь копии работ известных мастеров. Почти все подлинники были демонтированы и уничтожены по приказу Александра П.
Немалый успех имела статуя Демут-Малиновского «Русский Сцеволла» (1813). Некогда, захваченный врагами римлянин Сцеволла решил лишить себя руки, чтобы доказать мужество римлян, защищавших свой город. И скульптор решил изобразить сходный мотив, навеянный событиями Отечественной войны 1812 года. Захваченный в плен русский солдат отсекает руку, на которую наполеоновские солдаты уже успели поставить клеймо, как рабу. Создавая это произведение, Демут-Малиновский стремился в облике своего героя передать характерные черты русского крестьянина и, вместе с тем, ему хотелось, чтобы скульптура носила идеальный героический характер, как того требовали господствовавшие в искусстве вкусы.
Художника привлекал и портрет, и анималистический жанр, но это были лишь отдельные талантливые попытки. Главным для него всегда оставалась монументальная скульптура. Многие здания Ленинграда украшены его выразительными работами. Особенно плодотворным было сотрудничество Демут-Малиновского и Пименова с архитектором К. И. Росси. Они исполнили скульптуры для величественного здания Александрийского театра (теперь театр имени А. С. Пушкина), оформляли Михайловский и Елагин дворцы.
Наиболее известная работа для архитектуры, выполненная Демут-Малиновским и Пименовым,— скульптура арки Главного штаба. Им удалось в своей композиции передать мощное, полное величия движение колесницы, в которую запряжены шесть коней. Эта скульптурная группа, символизирующая Победу, стала одним из самых известных созданий русского искусства. Демут-Малиновский великолепно чувствовал размеренный, спокойный и торжественный ритм архитектуры русского классицизма. Его композиции всегда органично входили в общий художественный строй здания. Он учитывал и особенности восприятия монументального искусства. Так, группа «Победа» воспринималась издали как спокойная и величественная, силуэты фигур, четко просматриваемые в огромном небе, как бы подчеркивали неторопливую торжественность архитектурных масс. Вблизи, особенно сбоку, ощущаешь внутреннюю динамику группы. При всей парадной декоративности «Победу» отличают безупречный вкус и чувство гармонии.
Работы для архитектуры, исполненные в конце 1820-х— 1830-х годов, носят уже иной характер. Скажем, скульптура для зданий Сената и Синода по-казенному холодна и риторична. Лишь скульптурная композиция для Нарвских ворот напоминает о величии и мастерстве прежних произведений Демут-Малиновского. Он создал и ряд надгробных памятников, среди них — фельдмаршалу Барклаю де Толли в Йыгевесте в южной Эстонии (1823). Чрезвычайно эффектен и памятник Екатерине II в подмосковной усадьбе Троицкое-Кайнарджи (1834). Уже после смерти скульптора были открыты два памятника его работы: в 1849 году в Тарту был установлен на гранитном пьедестале бронзовый бюст Барклая де Толли, а в 1851 году в Костроме открыли памятник Ивану Сусанину. К сожалению, в трактовке героического эпизода русской истории художник отдал дань официозным взглядам. Сусанин им изображен коленопреклоненным перед царем.
С 1836 года Демут-Малиновский был ректором Академии художеств по отделению скульптуры и оказал непосредственное влияние на скульпторов последующего поколения. Глубокое понимание им задач синтеза обеспечило ему прочное место в истории русской художественной культуры.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1971 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.