Флоренция до наших дней сохранила архитектурный облик типичного города эпохи Возрождения. Она была крупным художественным центром на протяжении нескольких веков, но главный расцвет искусства, связанного с Флоренцией, относится к XV веку (эпоха кватроченто). Одной из ярких фигур этого времени был живописец Андрее дель Кастаньо. Его фрески украшали стены дворцов и церквей. Впоследствии ряд произведений художника был перенесен в церковь Санта Аполлония, где устроен музей Кастаньо. Там находятся фрески, украшавшие виллу Пандольфино и исполненные около 1450 года. Это вершина мастерства Кастаньо, в то время как написанные для церкви Сайта Аполлония фрески «Тайная вечеря» и «Воскресение Христа» представляют собой образец раннего творчества художника. Но уже и в них Кастаньо раскрывается как живописец, стремившийся развить завоевания живописца Мазаччо и скульптора Донателло. Эти крупнейшие кватрочентисты создали в искусстве реалистический образ человека, носивший монументально-обобщенный характер. Многие условности, сковывавшие искусство предшествовавшей Ренессансу эпохи средневековья, были преодолены Мазаччо в его монументальных настенных росписях. Андреа дель Кастаньо сделал следующий шаг в том же направлении. Идеалом человека в искусстве его времени была всесторонне развитая, полная творческой энергии деятельная личность, в которой гармонически соединены сила духа и красота физического облика. Этот идеал в яркой форме воплощен в произведениях Андреа дель Кастаньо.
Героический монументальный образ современника создал художник в портрете кондотьера (военного вождя) Николо дель Маруччи Толентино, написанном на стене при входе в собор во Флоренции. Кастаньо живописными средствами имитировал скульптурный конный памятник кондотьеру, в котором можно узнать Николо дель Маруччи Толентино.
Двух других знаменитых флорентийских кондотьеров того времени Кастаньо тоже отметил своей кистью: фигуры Фаринаты дельи Уберти и Филиппо Сколари, прозванного Пиппо Спано, запечатлены художником в росписях виллы Пандольфино в почетном соседстве с Данте, Петраркой, Боккаччо и легендарными героями древности. Девять фигур на фоне темно-красных и зеленых щитов не представляют собой участников единой композиции, каждый из них сам по себе. Все, что хотел о них рассказать художник, он вложил в вы-192 разительную портретную характеристику.
Кондотьер Филиппо Сколари изображен в военных доспехах с мечом в сильных руках. Художник написал фигуры во весь рост в таком ракурсе, будто смотрел на портретируемых снизу вверх. Поза красноречиво характеризует Сколари. В ней передано чувство превосходства, которое испытывает человек, смотрящий на мир с позиции силы. Пиппо Спано был, как известно, знаменитым рубакой, много воевал на Востоке и занимал пост наместника Хорватии.
Яркой личностью был и другой кондотьер — Фарината дельи Уберти, ставший героем X песни «Ада» Данте. В его портрете, написанном Кастаньо, действенное начало, свойственное идеалу человека эпохи Возрождения, способность преодолевать все препятствия, гордый вызов обстоятельствам - выражены с огромной образной силой. Интересен иллюзионистический эффект, использованный Кастаньо в росписях виллы Пандольфино. Отлично владея приемом светотени, Кастаньо довел живописное изображение до иллюзии реальной объемности. И Фаринато дельи Уберти, и Филиппо Сколари, и сивилла (предсказательница) Кумская выступают из темных ниш так, как будто они и в самом деле сделали один шаг в реальное пространство.
В живописи Кастаньо чувствуется дух экспериментаторства, поиски научной основы для достижений искусства на пути достоверной передачи действительности. Андреа дель Кастаньо примыкал в своих поисках к группе мастеров, во главе которых стоял архитектор Филиппо Брунеллески. В нее входили Леон Баттиста Альберти, архитектор, писавший научные трактаты, скульпторы Донателло, Гиберти, живописец Паоло Учелло, который работал над вопросами научной перспективы. И Паоло Учелло и Андреа дель Кастаньо называют «перспективистами и аналитиками». При изображении человеческого тела они много внимания уделяли передаче анатомических закономерностей, экспериментировали с ракурсами и перспективным построением пространства.
Все эти особенности живописи Кастаньо с особой наглядностью выступают в его знаменитой фреске «Распятие», на писанной в церкви Санта Аполлония. Традиционный религиозный сюжет истолкован живописцем как реальное происшествие человеческой жизни. В изображении Христа духовное начало, мистический смысл евангельской легенды отступают на второй план, да и вообще мало занимают художника. Изображение распятия для Кастаньо — возможность употребить мастерство своей кисти, чтобы живописными средствами воплотить сюжет так достоверно, как если бы все происходило на глазах зрителей в окружающей их реальной действительности. Христос характеризован художником как человек из простонародья, занимавшийся крестьянским трудом, — такова его мускулистая нагая фигура. Живописец подчеркивает тяжесть обвисшего, обессилевшего тела, он показывает его в сложном ракурсе. Кастаньо не акцентирует страдание распятого и горе его близких с целью вызвать у зрителей сочувствие. Он выступает в роли пытливого исследователя, познающего мир художественными средствами, но опирающегося на науку. Определенной ступенью в этом познании действительности, завоевании ее для искусства была задача показать человеческое тело в необычном и сложном положении его в пространстве, задача подчеркнуть отдельные группы мускулов, ибо достоверное изображение базировалось на изучении анатомического строения тела. При этом монументально-пластический стиль искусства Андреа дель Кастаньо был плотью от плоти эпохи Возрождения с ее утверждением красоты и достоинства человека и окружающего его мира.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1971 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.