Семнадцатый век французские историки нередко называли великим веком французского искусства. Отзвуки величественного и строгого стиля эпохи чувствуются еще и в первых десятилетиях XVIII века, когда многие грандиозные архитектурные ансамбли предшествующего периода получают скульптурно-живописное оформление. В это время во Франции уже явственно ощущалась интимизация искусства, тяготение к изящным, фривольным сюжетам, на смену прежнему строгому стилю шел рококо. В творчестве выдающегося ваятеля этой поры Гийома Кусту (старшего) стремление к утонченности еще естественно и органично сочеталось с верностью заветам классически строгого стиля. Это был мастер, обладавший галльским изяществом вкуса, тонко улавливавший запросы современности, овладевший секретами своего ремесла.
Гийом Кусту был родом из Лиона. Он рос в среде профессиональных скульпторов. Гийом учился, как и его брат, тоже талантливый скульптор Никола, у своего дяди Антуана Куазево, пользовавшегося в свое время немалой известностью. Куазево научил его не только приемам лепки, но и, что было самым важным для успешной работы, он научил его слушать ритм архитектуры и находить масштабы и пропорции произведений в зависимости от общей композиции ансамбля. В ряде своих работ, например, в памятнике кардиналу Дюбуа в Сен-Рош в Париже, Кусту и в стилистическом отношении стоит весьма близко к своему учителю. Однако такие его произведения, как рельеф, изображающий переход через Рейн, в притворе дворцовой капеллы Версаля, говорят уже о весьма значительных коррективах, внесенных в воспринятый от Куазево стиль, ставший у него несравненно более мягким, утонченным.
Кусту на редкость быстро добился популярности. У него было всегда много заказов на скульптурное оформление отдельных зданий. Среди лучших его произведений можно назвать скульптуры фасада и главного тимпана портала Дома Инвалидов в Париже, одного из самых грандиозных и монументальных сооружений французской столицы. Кусту изобразил бога войны Марса, Минерву и короля Людовика XIV среди аллегорических фигур. Его композиции представляют собой яркое нарядное зрелище, в то же время сами формируют во многом архитектурный объем. Скульптура в таком понимании, не ставя перед собой задачи психологического порядка, в то же время определяет эмоциональное восприятие архитектуры.
Наиболее знаменитым произведением Гийома Кусту, принесшим ему заслуженную славу, были, пожалуй, композиции, которые принято называть «Укротители коней». Они относятся к 1740—1745 годам и были исполнены художником для дворца в Марли. Ныне они стоят в Париже на площади Согласия, у начала Елисейских полей, и являются одним из его знаменитейших туристских объектов. Композиции эти решены продуманно и четко. Скульптор создавал их в расчете на единство контрастов. Бурное порывистое движение резко вставшего на дыбы коня уверенно сдерживают сильный укротитель. Динамика, экспрессивность здесь соединены со спокойной величавостью. Кусту, воспитанный на строгих образцах, отнюдь не стремится к безудержной экзальтации и драматизму, столь характерным в передаче движения и столкновения противоборствующих сил для мастеров барокко. В его композициях — благородство и стройность пропорций. Кусту очень умело использует игру света и тени, манера его лепки скульптурной формы отличается мягкостью и плавностью. Он стремится к естественности и живости общего впечатления, добивается того, чтобы скульптура воспринималась органично как декоративное целое, ясно читалась в окружающем пространстве. Она смотрится эффектно издали, а вблизи зритель не может не восхищаться разнообразием пластических «ходов», которые выбирает скульптор.
«Укротители коней» произвели огромное впечатление на современников. Сам столь счастливо найденный Гийомом Кусту декоративный мотив был им использован и в статуэтках, а также прочно вошел в обиход скульпторов разных стран. Очень высоко ценил пластические достоинства композиций французского мастера русский ваятель прошлого века Г. Клодт. Мотивы его известных групп укротителей коней на Аничковом мосту в Ленинграде были навеяны воспоминанием о работе Кусту.
У Кусту учились искусству скульптуры мастера, работавшие потом в разных странах. Его учеником был и крупнейший, французский скульптор последующего поколения Эдм Бушардон, тонко чувствовавший пластическую выразительность формы. Творчество Гийома Кусту остается примером блестящего понимания роли искусства скульптуры в синтезе с зодчеством.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1971 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.