Начиная с 40-х годов прошлого столетия внутри Петербургской Академии художеств постепенно стал нарастать протест против идеализма и рутинности академических канонов. Эта борьба особенно обострилась на рубеже 50-х и 60-х годов. Авторитет Брюллова померк, авторитет Бруни, Басина и других академических профессоров был окончательно поколеблен. Молодые художники, воспринявшие передовые демократические идеи, желали создавать произведения, отражающие явления действительности, выносящие приговор отрицательным ее сторонам. «Они чувствовали себя представителями земли русской от искусства... Их выделил из своей среды русский народ, как художников, ждал от них понятного ему родного искусства», — писал об этих студентах Академии Репин.
Начальство Академии, сперва было пошедшее на некоторые компромиссы, видя, как далеко уходят пути учащейся молодежи от задач официального искусства, решило в корне пресечь заигрывание с учениками и указать на недостойность их увлечения «низким жанром». В 1863 году для художников-конкурентов на золотую медаль совет Академии предложил общую мифологическую программу, не допуская самостоятельного выбора. В ответ на это четырнадцать конкурентов на Большую золотую медаль демонстративно вышли из Академии. Правительство расценило это событие как «противодейство начальству» и установило негласный полицейский надзор за его участниками как людьми «неблагонадежными». В числе четырнадцати бунтарей был и Кирилл Викентьевич Лемох.
Покинув Академию, Лемох, увлеченный товарищеским коллективом, стал членом Петербургской артели свободных художников, организованной по инициативе Крамского. Эта артель была своеобразным художественным центром, противостоящим официальной Академии. Ее деятельность в значительной мере подготовила возникновение Товарищества передвижных художественных выставок. Лемох был одним из членов-учредителей Товарищества. На протяжении ряда лет он неизменно избирался в правление и был его казначеем.
Свое творчество Лемох посвятил, главным образом, бытовому жанру, создавая в основном картины, изображающие жизнь русского крестьянства в пореформенную эпоху. Особенно удавались художнику трогательные картины о крестьянских детях, благодаря которым он занял в среде передвижников скромное, но достойное место.
В 1868 году Лемох написал картину «Семейное горе». За эту картину Академия присвоила ему звание классного художника первой степени.
Большое количество работ было представлено Лемохом на академическую выставку 1875 года на соискание звания академика. Среди них особенно выделялось полотно «Утро в швейцарской» (1874), подкупающее искренность чувства, любовным изображением быта «маленьких людей».
Одна из лучших картин Лемоха — «Круглая сирота» (1878) —изображает правдивую сцену, трогающую своим драматизмом. В углу опустевшей избы одиноко стоит маленькая девочка. Спрятав лицо в передник, она тихо плачет. В другой половине избы идет отпевание умершего. Все забыли о сиротке.
В 80-е—90-е годы Лемох продолжает разрабатывать крестьянскую тематику, преимущественно из жизни детей («Девочка с котенком», «Нищенка», «Дети и нищие», «Хворенькая», «Новое знакомство», «Без кормильца» и другие).
Картины Лемоха, выражавшие сочувствие невзгодам, бесправному положению русского крестьянства, не поднимались, однако, до больших социальных обобщений. По характеру своему они были близки к произведениям писателей-народников, в которых иной раз звучали сентиментальные нотки «жалости к мужику».
Кроме бытовых картин, Лемох занимался портретной живописью. Он изображал своих друзей-передвижников Г. Г. Мясоедова, Е. Е. Волкова, И. И. Шишкина и других.
Художественную практику Лемох неизменно сочетал с педагогической работой. В 1893 году он был избран действительным членом Академии художеств, а с мая 1901 года стал хранителем художественного отдела Русского музея. Эту должность занимал Лемох почти до самой смерти.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1971 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.