Один из крупнейших и своеобразнейших мастеров французской живописи XX века Жорж Руо является весьма противоречивой и сложной фигурой. Хотя он сравнительно рано был признан критикой и зрителями, умер в зените мировой славы, споры о его творчестве продолжаются и поныне. Это неудивительно — даже направление или школу, к которым можно было бы его отнести с уверенностью, назвать трудно.
Руо называли и экспрессионистом, и сюрреалистом, но эти определения совершенно неточны. В сущности, Жорж Руо сам по себе был особой и неповторимой «художественной школой».
Руо родился в Париже в 1871 году. Первоначально он обучался живописи по стеклу (стоит отметить, что приемы витража сохранятся у художника во многих его произведениях на протяжении десятилетий), затем поступил в Школу изящных искусств, где учился сначала у Р. Делоне, затем у Г. Моро. Среди его соучеников — А. Матисс, А. Марке. Вместе с ними он участвует в ряде выставок, в том числе и в Осеннем салоне 1905 года, когда его товарищам по Академии, а также А. Дерену, Р. Дюфи, М. Вламинку, К. Ван Донгену и некоторым другим художникам пресса прикрепила ярлык «фовистов» («диких»). Однако Жорж Руо с первых же лет своего творческого пути резко отличался от этого направления. Уже первая выставка Руо в 1910 году, а затем большая серия других персональных экспозиций, объездивших многие города мира, обладали явной и ярко индивидуальной оригинальностью.
В этой своей оригинальности Жорж Руо со многими мастерами соприкасается, но ни с кем не сближается до конца. Он отдает огромную дань поискам декоративной выразительности своих полотен, но никогда не делает ее самоцелью, как, например, Матисс. Во многих работах художника ощутим трагический гротеск, но он лишен социальной остроты, как у О. Домье, или хотя бы житейской конкретности, как у А. Тулуз-Лотрека. Картины Руо полны мечтательности, созерцательной сосредоточенности, но в них отсутствует и мягкая лирика в духе традиций А. Ватто, и мрачная, подчеркнуто бесчеловечная фантастика сюрреалистов.
Как раз человечность, красота духовного порыва в людях являются основной внутренней темой творчества Жоржа Руо. Часто изображая страдание, горечь, муку, художник, однако, никогда не превращает их в предмет смакования или холодной констатации. Еще более чуждо ему изображение мира, как зрелища безотрадно-жестокого торжества злых начал. Человеческие страдания, победа несправедливости вызывают в душе художника ответную боль, а неизменное стремление придать пластической трактовке любого, даже самого трагического сюжета высокую живописную красоту содержит своего рода попытку утешить зрителя, внушить ему убежденность в нерушимости и непобедимости исходных основ прекрасного в мире.
Жорж Руо — художник серий или, точнее сказать, сквозных сюжетно-тематических линий, к которым он многократно возвращался на протяжении своей долгой жизни. В ранние годы он чаще всего изображает обнаженных женщин — это, однако, не образы идеальной красоты, а горькие, порой страшные картины человеческого унижения, поругания души и тела; клоунов, которым совсем невесело в этом жестоком мире («Памфиль»); суд, где подвергают гонениям невиновных. К этим темам Руо возвращается и позже, но после первой мировой войны и вплоть до смерти в 1958 году художник чаще всего прибегает к метафорическим иносказаниям, трактуя библейские или фантастико-исторические («Старый король») сюжеты, стремясь к широким нравственным и психологическим обобщениям. Он создает образы-понятия: милосердия, безысходного горя, душевного сиротства, жестокого насилия над человеком, мечтаний о прекрасном мире доброты и отзывчивости.
И если уж искать определения для творчества Жоржа Руо, то, пожалуй, вернее всего сказать, что он был одним из немногих романтиков-гуманистов в западном изобразительном искусстве XX столетия.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1971 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.