Великий немецкий художник Альбрехт Дюрер жил в суровое, полное противоречий время. Это была эпоха крестьянских войн. Германию сотрясали грандиозные религиозно-социальные движения. Они питали и искусство Дюрера. Он был католиком, но в душе сочувствовал Лютеру, верил в магию и одновременно в силу науки. Человек необыкновенного таланта и незаурядного ума, Дюрер пытался найти в своем творчестве ответы на многие из волновавших его современников в Германии вопросы. Он чувствовал себя исследователем, пытающимся понять, как устроена вселенная и какое место занимает в ней человек. Подобно великим гуманистам итальянского Возрождения, он отличался поразительной широтой интересов и с успехом работал в разных областях. Художник пытливо зарисовывал строение листа и был опытным фортификатором, интересовался архитектурой и писал теоретические трактаты в области искусства. Его «Книги о пропорциях» стали настольной книгой для многих поколений художников Германии.
Дюрер открыл новую эпоху в немецкой художественной культуре, но он вобрал и лучшие черты искусства предшествующего периода, решительно и принципиально отвергая все отжившее, консервативное, мешающее более глубокому постижению и осмыслению действительности.
Дюрер родился в древнем южногерманском городе Нюрнберге, многие кварталы которого и сегодня еще сохранили средневековый вид. Его отец переехал в Нюрнберг из Венгрии. Он был отличным золотых дел мастером. Отец и стал первым учителем своего сына. Ранний портрет серебряным карандашом, исполненный Дюрером, когда ему было всего 13 лет, свидетельствует о своеобразном пытливом восприятии мира будущим художником. В 15 лет Дюрер поступает в мастерскую М. Вольгемута, пребывание у которого не оказало на него существенного влияния, он усвоил у учителя лишь некоторые приемы живописного мастерства, не более. У Вольгемута Дюрер пробыл 3 года и потом отправился странствовать по родной стране, чтобы лучше узнать ее людей и ее жизнь. Молодой художник прошел вдоль и поперек всю прирейнскую и южную Германию, побывал в Базеле. Эти странствия продолжались почти пять лет. Во время них Дюрер создал удивительную серию акварельных пейзажей, поражающих необычной для той эпохи непосредственностью и цельностью восприятия природы. В 1494 году Дюрер женился и поселился навсегда в родном Нюрнберге, но любовь к путешествиям у него не пропала. Ему хотелось узнать, как работают другие мастера, сравнить свое искусство с их творчеством, чтобы двигаться дальше. В 1494— 1495 годах он — в Италии, где на него большое впечатление производит живопись мастеров Ренессанса.
Вернувшись из путешествия, Дюрер начинает активно заниматься графикой, он режет гравюры на дереве и меди. К 1498 году относится знаменитая серия гравюр на дереве на темы Апокалипсиса. В них Дюрер уже выступает как художник со своей четко осознанной эстетической программой. Его гравюры из этого цикла еще несут на себе следы влияния средневековой графики, ощущающиеся в беспредельном нагромождении деталей, мистической зашифрованности замысла, но вместе с тем в них есть драматическая страстность, внутреннее напряжение. Дюрер стремится в сложность аллегории ввести наблюдения из жизни; характерность, типичность человека для него важнее красоты. В этом он выступает как традиционный немецкий мастер, всегда отдающий предпочтение экспрессивности чувств перед совершенством гармонии. Гравюры на темы Апокалипсиса воспринимаются как трагический символ немецкой жизни рубежа XVI столетия.
1500-й год в творчестве Дюрера, как отмечают все исследователи, был переломным. Внешний повод к крутым переменам был незначительным, в этом году Дюрер встретился с итальянским художником Якопо де Барбари, великолепным знатоком анатомии. Но, видимо, сам Дюрер уже чувствовал в это время острую неудовлетворенность условной системой традиционного средневекового искусства. Опыт итальянцев, пытавшихся поставить живопись на более объективную научную основу, их стремление к изучению природы и ее закономерностей казались ему в сложившейся ситуации спасением. Он с энтузиазмом и пытливостью естествоиспытателя следует их путем, сохраняя во многом самостоятельность и самобытность. Да иначе у такого необыкновенного человека и быть не могло. Дюреру нравилась отвлеченная красота и гармония форм итальянской живописи, но он жил в иной среде и не мог, а часто и не хотел стремиться к ренессансному идеалу. В своем автопортрете 1500 года Дюрер попытался, было подчинить свое искусство идеальным представлениям о прекрасном человеке, но интонация тревоги, беспокойства неожиданно прозвучала и в этой работе. Мировосприятие Дюрера отчетливее выражено в его раннем портрете отца (1497, Лондонская национальная галерея), где дана конкретно-индивидуализированная характеристика старого ремесленника, и в «Портрете молодого человека» (Дрезденская галерея), одном из самых привлекательных по тонкости и продуманности живописного решения.
Немаловажное значение для более сложной разработки живописных задач имела вторая поездка Дюрера в Венецию, особенно знакомство с живописью Дж. Беллини. Оно помогло преодолеть излишнюю жесткость цвета, который становится у него еще более действенным средством в построении картины. В портретах Дюрера 1510-х—1520-х годов главное внимание сосредоточено на индивидуальной характеристике людей. Кроме многочисленных живописных портретов, он создает серию гравюр на меди, в которых запечатлевает гуманистов своей эпохи, со многими из которых он был знаком очень хорошо. Таковы портреты В. Пиркхеймера, Ф. Меланхгона, Эразма Роттердамского. Из других графических произведений Дюрера особой известностью пользуются гравюры на меди 1513—1514 годов: «Всадник, смерть и дьявол», «Святой Иероним», «Меланхолия». В них в зашифрованной сложной форме нашли отражение тяжелые раздумья художника о судьбах его родины. О конкретном Значении каждого из предметов в дюреровской «Меланхолии» исследователи спорят до сих пор, потому что Дюрер очень своеобразно трактовал привычные символы и понятия.
К 1526 году относится последнее капитальное творение Дюрера «Четыре апостола», ныне хранящееся в мюнхенской Пинакотеке. Это торжественный гимн человеческому разуму и мудрости.
Пример Дюрера на многие десятилетия определил развитие немецкой живописи и графики. Он утвердил новое отношение к человеку, не как к песчинке в мировом пространстве, а как к значительной личности. Это было родственно гуманистическому идеалу итальянского искусства той же поры, потому Дюрера с полным правом мы считаем великим художником европейского Возрождения.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1971 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.