Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Искусство >> Биографии скульпторов и художников >> Описания картин >>

А. П. Остроумова-Лебедева (1871—1955)


Гравюра на дереве была известна в России еще с середины XVI века. В XVIII веке ее вытеснила гравюра на меди. Снова гравюра на дереве возродилась в России во второй четверти прошлого века, но художник-гравер выступал теперь не в качестве автора оригинального произведения, а лишь воспроизводил на гравировальных досках чужие произведения для их репродуцирования в книгах и журналах. Однако в репродуционной технике гравюра на дереве недолго занимала монопольное место. Вскоре ее стала теснить цинкография.
Знаменитый гравер, академик Иван Николаевич Павлов в своей книге «Моя жизнь и встречи» вспоминает: «В начале нового века всем граверам пришлось перенести тяжелое время. Несколько лет мы пробавлялись разными гравюрными поделками для календарей, букварей и детских книг.
В Петербурге на горизонте гравюры взошла звезда Остроумовой-Лебедевой...
Остроумова-Лебедева своими произведениями показала путь к созданию самостоятельных творческих гравюр».
Анна Петровна Остроумова-Лебедева была первой русской женщиной, выступившей в искусстве гравюры. С раннего детства она полюбила рисование и, учась еще в последних классах гимназии, стала посещать вечерние начальные классы Центрального училища технического рисования Штиглица. После окончания гимназии Остроумова поступила в училище Штиглица и под руководством крупнейшего русского гравера В. В. Матэ стала совершенствоваться в ксилографии. В 1892 году Остроумова перешла в Академию художеств, где занялась живописью в мастерской Репина, на время оставив ксилографию. В 1898 году, по совету Репина, молодая художница отправилась в Париж с тем, чтобы продолжить занятия живописью под руководством Уистлера, на которого указал сам Репин, как на одного из крупнейших тогда колористов. Работая в мастерской Уистлера, Остроумова одновременно изучала в национальной библиотеке лучшие образцы классической цветной гравюры на дереве. Тогда же она исполнила свою первую цветную ксилографию «Мальчик с собакой».
Возвратившись на родину, художница окончательно решила посвятить себя гравюре. В Академии она стала работать в мастерской Матэ и в 1900 году представила на академический конкурс четырнадцать черных и цветных гравюр, среди которых была цветная гравюра с эрмитажной картины Рубенса «Персей и Андромеда».
«Члены жюри конкурса, — вспоминала впоследствии Остроумова, — при получении моей гравюры «Персей и Андромеда» приняли ее за акварель и вернули ее моему посланному... Получив ее обратно, я не была удивлена, так как ожидала чего-нибудь в этом роде. В то время... цветной гравюры в России не было, и знатоки гравюры ее не знали. Я ее тотчас вернула обратно с письмом немного насмешливым, в котором я описала мой способ гравирования...» После этого гравюра была принята на конкурс. Однако профессора совсем не хотели дать Остроумовой звания, и она прошла только тринадцатью голосами против двенадцати. Выступление с творческими гравюрами было новым словом в истории Академии художеств. А. И. Куинджи прямо объявил, что он ничего в этом деле не понимает. В. А. Беклемишев тоже. В. Е. Маковский объявил, что гравюры Остроумовой — дрянь и чепуха, а И. Е. Репин, когда В. В. Матэ горячо стал защищать свою ученицу, крикнул в страстях: «Довольно, довольно, вы влюблены в Остроумову, оттого и защищаете ее!»
В 1901 году Остроумова начала работать над изобразительной летописью, посвященной Петербургу. К этому времени она была уже равноправным членом общества «Мир искусства». Помещая свои гравюры на страницах журнала «Мир искусства», экспонируя их на выставках этого объединения, Остроумова оставалась, верна реалистическим принципам.
Тонко чувствуя художественные возможности гравюры, Остроумова была всегда сдержанна и немногословна в своем искусстве. Образы ее произведений были исполнены гармонической ясности, язык был лаконичен и выразителен. Художница в совершенстве владела даром композиции: ее работы всегда поражают четкостью построения и строгой архитектоникой, которые придают даже небольшим по размеру цветным и черно-белым гравюрам подлинную монументальность.
Остроумова работала в живописи маслом, в акварели, рисовала. Однако она неизменно возвращалась к гравюре, считая ее основой своего творчества.
Искусство Остроумовой основывалось на старательном изучении реального мира. Оно было точно, правдиво и искренне.
Вместе со своим мужем, замечательным русским химиком С. В. Лебедевым, Остроумова много путешествовала — она бывала в Италии, Испании, Франции, Голландии, Бельгии, объездила Крым и Кавказ. Известны ее прекрасные акварели и гравюры, изображающие Венецию, Париж, Версаль, Амстердам. Но главной темой ее оставался Петербург — Петроград—Ленинград. Здесь художница выросла, воспитывалась, здесь она создала свою первую и последнюю гравюру. Остроумова-Лебедева внимательно изучала город во все времена года и в разных условиях освещения, выискивая отчетливую выразительность архитектурных форм («Колонны биржи»). Ее вдохновляли творения Растрелли, Кваренги, Захарова, Тома де Томона и Росси, Биржа, ростральная колонна, Петропавловская крепость, Марсово поле, Летний сад, Смольный, мосты и набережные, фонтаны Петродворца и парки Павловска — вот излюбленные мотивы графической сюиты Остроумовой-Лебедевой. Художница горячо любила свой родной город — классически строгий и величавый — и не покинула его даже в тяжелые годы блокады. Несмотря на болезнь и преклонный возраст, Остроумова-Лебедева отказалась эвакуироваться, и радостный День Победы встретила в Ленинграде.
Немало сил отдала Остроумова-Лебедева педагогической работе. Еще в 1919 году она начала преподавать в Высшем институте фотографии и фототехники, где вскоре стала деканом художественного факультета. В 1925 году, а затем в 1934—1935 годах преподавала в Академии художеств.
Драгоценное творческое наследие народного художника РСФСР, действительного члена Академии художеств СССР А. П. Остроумовой-Лебедевой навсегда останется в сокровищнице советского искусства.

Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1971 г.





.

Дети и искусство


Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.

Читать статью >>
.

Народное искусство


Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.

Читать статью >>
.

С чего начинать


Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.

Читать статью >>
.

Первые занятия


Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.

Читать статью >>







Обучение основам рисования


Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.

Прочитать полностью >>



Рисуем красками


Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.

Прочитать полностью >>



Искусство оригами


Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы

Прочитать полностью >>


.

О творчестве


Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.

Читать статью >>
.

Занятия лепкой


Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.

Читать статью >>
.

Плетение из бисера


Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Читать статью >>
.

Скульптура


Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.

Читать статью >>
.

Макраме


Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.

Читать статью >>
.

Плетение из проволоки


Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +