В творчестве каждого мастера есть работа, в которой словно подводятся итоги многолетних поисков. Для известного советского скульптора Леонида Владимировича Шервуда таким произведением стала хранящаяся ныне в Третьяковской галерее монументальная статуя «Часовой». Шервуд стремился ее закончить к выставке «15 лет рабоче-крестьянской Красной армии» в 1933 году. Он работал в холодном большом сарае, заменявшем ему мастерскую, не зная отдыха. Скульптор хотел выразить в своей композиции величественную героику эпохи. Зорко всматривается в пространство закутанный в тулуп часовой. Он надежный страж границ своей социалистической Родины. Скульптура Шервуда трактована очень цельно, как монолит, без лишней детализации.
Образ часового очень конкретен по своей психологической характеристике и в то же время он обобщен, собирателен.
Шервуду удалось в своей работе воплотить очень важные, типичные черты духовного мира людей молодой Страны Советов. Закономерно, что скульптура имела огромный успех у зрителей выставки и по праву считается одним из произведений принципиально важных для истории советского изобразительного искусства 1930-х годов.
«Часовой» занимает особое место в творчестве Шервуда, в нем нашло великолепное выражение умение мастера сочетать классическую строгость и ясность пластического языка с острым современным чувством скульптурной формы, с умением слушать ритмы эпохи.
Леонид Владимирович Шервуд просто не представлял для себя с детства иной стези, кроме художественной. Его отец, человек высокой культуры, будучи академиком живописи, активно занимался скульптурой, считался удачливым зодчим. Всем известно построенное Шервудом-отцом здание Исторического музея в Москве. И сына властно влекло к себе искусство. Он начал помогать своему отцу в работе над скульптурой, потом поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где занятиями по скульптуре руководил не чуждый жанровых тем и мотивов С. Иванов. После окончания Училища Шервуд становится студентом Академии художеств в Петербурге. Здесь скульптуру преподавали фон Бок, Н. Лаврецкий, а позже В. Беклемишев. Однако непосредственные учителя не оказали решающего влияния на начинающего художника. Гораздо важнее для него было знакомство с И. Репиным, В. Суриковым, В. Маковским, с их взглядами на место искусства в обществе. Еще учась в Академии, Шервуд стал вести рисование в народной школе за Нарвской заставой, где преподавала и Н. К. Крупская.
Во время своей заграничной поездки Шервуд хорошо познакомился с современными устремлениями скульптуры. Он побывал в Вене, Мюнхене, Италии, Париже, где встречался несколько раз с Роденом, искусство которого наложило заметный отпечаток на его собственное творчество.
В работах Шервуда, исполненных в дореволюционные годы, ясно стремление найти в пластике аналогию внутренней сути образа, в «вибрирующих» формах выразить внутреннее состояние человека.
Год от года крепло мастерство Шервуда в области монументальной скульптуры. Он участвовал в декоративных работах по оформлению фасадов зданий, завоевывал известность как автор ряда оригинальных памятников. В их числе надгробия писателям Глебу Успенскому, которого Шервуд хорошо знал, и Н. Г. Гарину-Михайловскому на Волховом кладбище в Петербурге. В историю русской скульптуры вошел также памятник адмиралу С. О. Макарову в Кронштадте (1914), в котором скульптору удалось создать убедительный образ замечательного флотоводца. Экспрессивной, темпераментной манерой лепки, эмоциональностью отличаются и лучшие портреты Шервуда.
Шервуд был одним из самых активных участников осуществления ленинского плана монументальной пропаганды. По его проектам в революционном Петрограде были установлены памятники Радищеву и Герцену. Шервуд — автор неосуществленного проекта памятника декабристам. В этих работах он шел к новой синтетической форме, «простой, четкой и обобщенной», отказываясь от приемов, характерных для импрессионизма. Впрочем, и такие дореволюционные работы, как памятник Петру I, уже говорили о поиске новых путей. В 1920-е годы Шервуд делает ряд портретов: Д. И. Менделеева, советского полпреда в Польше П. Войкова, бюсты Розы Люксембург и Ленина. Из работ более позднего времени, кроме «Часового», можно назвать монументальную статую «Тяжелая индустрия», памятник И. Мечникову в Ленинграде, бюст композитора В. Косенко и другие. Велики заслуги Шервуда и в области художественного образования. Особую ценность представлял разработанный им в первой половине 1920-х годов «Общий курс по конструкции геометрических форм».
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1971 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.