Елена Дмитриевна Ахвледиани принадлежит к числу самых популярных в Грузии художников. Она учитель многих молодых мастеров, ее собственное творчество служит великолепным примером того, как художник, зная и любя искусство других народов, может быть при этом глубоко национальным. Это на редкость цельный и ясный в своих устремлениях мастер.
В 1922 году Ахвледиани поступила в недавно организованную Академию художеств в Тбилиси. Несколько месяцев училась она здесь у Г. Габашвили, а потом уехала в Италию и во Францию. В это время в Париже работали и другие мастера грузинского искусства, такие, как Д. Какабадзе, Ладо Гудиашвили. Ахвледиани с энтузиазмом знакомится с искусством старых мастеров. Не бесследно прошло и знакомство с новыми художественными течениями, хотя молодая художница и не примкнула ни к одному из них. Но интересно, что, живя в Париже, она пишет полотна-воспоминания о Грузии. Во Франции ею были созданы такие работы, как «Кахетия. Зима» (1924), «Грузинский пейзаж. Старый Тбилиси» (1926). Немало у Ахвледиани и парижских пейзажей. Ее Париж лишен внешнего блеска и нарядной представительности. Это очень живой, теплый рассказ о Париже простых людей. Нередко художница изображала на своих полотнах скромные и непритязательные кварталы, где живут рабочие, кварталы столь не похожие на литературный, романтический образ Парижа.
В 1927 году Ахвледиани снова на родине. Она с радостью пишет знакомые улицы и дворы Тбилиси, шумный многоголосый майдан, дома, рассказывающие с доброй улыбкой о своих жизнерадостных обитателях. Художница великолепно чувствует поэзию старых городов, связывающих воедино жизнь разных поколений, прошлое с настоящим. Она пишет в Сигнахи, Телави, Сухуми, с энтузиазмом исследователя путешествует по городам и городкам Грузии, стремясь угадать характер и неповторимость каждого. Суровой и величественной предстает Москва в ее работах, исполненных в годы Великой Отечественной войны. В конце 1950-х годов она пишет пейзажи в Таллине, множество графических работ выполняет во время путешествия по Чехословакии. Художница находит в природе отклик своим чувствам, жизнь полна для нее привлекательности и поэзии. Пишет ли она деревья на снегу или прихотливо изогнувшуюся улицу, мы всегда ощущаем взволнованное, приподнятое настроение, которое испытывала в этот момент Ахвледиани, и «сопереживаем» ей. Она тонко и своеобразно чувствует цветовую красоту мира, добиваясь органичного слияния монументальности, эпичности, столь типичных для грузинского пейзажа, с интимностью интонации, камерностью. Не чужда она и живого лирического рассказа о своеобразном быте грузинского народа («Натюрморт», 1950). По сравнению с подчеркнуто романтичным Ладо Гудиашвили и экспрессией Давида Какабадзе, Ахвледиани в своем искусстве более доверительна к зрителю, простосердечна. С конца 1950-х годов она стала писать более ярко, интенсивно, но эти изменения в цветовом строе ее картин вовсе не означали отказа от прежних позиций. Манера письма Ахвледиани, поэзия ее полотен оказали немаловажное влияние на молодых грузинских живописцев.
Елена Ахвледиани — по призванию живописец, но она с успехом выступает и в других областях искусства. Она проиллюстрировала многие книги, в том числе «Гайявату» Лонгфелло, произведения Важа Пшавелы. Обычно это тонкие композиции тушью, в них художница наиболее полно выражает свой замысел, и сама эта техника с живописно сложной игрой пятен близка ей как живописцу.
Ахвледиани строит свои композиции всегда уверенно и точно, для ее таланта характерно ясное конструктивное мышление. Может быть, благодаря этому счастливому совмещению живописного дара и конструктивности мышления она с таким интересом работала в театре.
Как театральный декоратор художница начала свою деятельность сразу же по возвращении из Франции. Ахвледиани пригласил в свой театр выдающийся грузинский режиссер Котэ Марджанишвили. Среди спектаклей, оформленных ею в его театре, — «Как» К. Каладзе (1928), «Отелло» В. Шекспира (1932), «Мадам Сан-Жен» В. Сарду (1940). Когда художница делала декорации к пьесам грузинских драматургов, то в них она широко использовала опыт своей станковой живописи. Можно найти перекличку между ее пейзажами и сценическими композициями. Из этого, конечно, не следует, что Ахвледиани просто механически переносила на сцену то, что она уже нашла в живописи. Она обладала великолепным чувством театра и умела органично согласовать свой замысел с общими задачами спектакля. Кроме работы в грузинских театрах, она оформляла, особенно с середины 1950-х годов, спектакли и в театрах Киева, Москвы и Ленинграда, пробовала свои силы в кино.
Художница больших творческих возможностей, человек искренний и глубоко чувствующий, влюбленный в свою родную землю, Елена Дмитриевна Ахвледиани успешно продолжает свою творческую деятельность.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1971 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.