Николай Павлович Акимов был выдающимся режиссером, мастером веселого комедийного спектакля и художником театра. Он был остроумным, ироничным. Художником Акимов стал прежде, чем режиссером, и это обстоятельство наложило свой отпечаток на стиль его постановок. Совмещая в одном лице режиссера и художника, Акимов мог полностью осуществлять свои замыслы. Его режиссура была изобразительной, его декорации точно отвечали задачам спектакля.
Акимов родился в Харькове, в семье железнодорожного служащего, но уже в раннем возрасте он с родными переехал в Петербург. Отец его был художником-любителем, но хотел, чтобы сын имел в руках «верный кусок хлеба» и стал бы со временем инженером. Однако очень рано у мальчика обнаруживаются незаурядные способности к рисованию. И уже в 13 лет он начинает посещать вечерние классы Общества поощрения художеств, а затем студию живописца С. Зайденберга. Но, пожалуй, решающее значение для Акимова имели занятия в Новой художественной мастерской под руководством М. Добужинского, А. Яковлева и В. Шухаева. Здесь он приучился добиваться законченности композиции, точности формы. Найти себя в искусстве Акимову помогли также работы других современных мастеров 3. Серебряковой и Б. Кустодиева.
В 1918 году Новая художественная мастерская прекратила свою деятельность. Акимов начал работать в мастерской плакатов петроградского Пролеткульта, а через некоторое время уехал в Харьков. Там он и дебютировал как театральный художник.
В Петроград Акимов возвратился осенью 1922 года, чтобы учиться в Академии художеств. Однако занятия шли с трудом. Он оформлял спектакли в различных маленьких театpax, иллюстрировал книги и делал рисунки для многих журналов. Для Академии оставалось времени в обрез, к тому же, воспитанный Шухаевым и Яковлевым на строгой академической классической форме, Акимов не смог воспринять новых систем художественного образования. Но, оставаясь приверженцем точного по отношению к натуре классического рисунка, он вместе с тем вносил в свою графику остроту и парадоксальность, характерную для художественных течений того времени. Так начинал формироваться особый фантастический акимовский стиль, построенный на гротеске и легкой иронии. Графика помогла добиться отточенности и остроты манеры и в театре. Декорации Акимова были предельно четки и ясны по форме, он стремился к резким динамичным решениям.
Известность пришла к Акимову, когда он оформил в 1926 году «Конец Криворыльска» Б. Ромашова в Ленинградском академическом театре драмы. Художник, очень чутко реагировавший на все новые тенденции в развитии театра и живописи, находил остроумные лаконичные по форме решения для постановки современных пьес. В них Акимов по-своему включал и стилистику плаката, учитывал уроки агитационного искусства и кино. Две постановки 1927 года «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова в Ленинграде и «Разлом» Б. Лавренева в Московском театре имени Вахтангова заставили заговорить о нем как об одном из ведущих художников советского театра.
С тех пор манера оформления Акимовым спектакля заметно изменяется. Он приходит во второй половине 1930-х годов к утонченно ироничному стилю в декорации, легкому артистичному, оказавшемуся сродни ему как человеку и художнику. Внешняя динамическая выразительность формы спектакля сменяется более сложной системой, рассчитанной на фантазию зрителя. Акимов любил в театре сам театр, любил остроумную импровизацию, и его декорации должны были способствовать возникновению атмосферы театральности. Он ставил классику и современные пьесы, любил сказку. В его декорациях всегда есть жанровая определенность. Уже по эскизу всегда можно сказать, что это за пьеса и какую интонацию придаст ей Акимов. Он мог быть беззаботно веселым и мог в своих декорациях дать изобразительный гротеск. Так было в частности при постановке «Дела» А. Сухово-Кобылина (1955).
Костюмы, придуманные Акимовым, всегда чрезвычайно остро вскрывали характер героя, нередко по существу предвосхищая манеру актерской игры. В этом нет ничего удивительного. Кому как не художнику-режиссеру было знать своих актеров?
Наиболее близким драматургом для Акимова был Е. Шварц сотрудничество, с которым началось еще в 1930-е годы. Акимов оформлял «Принцессу и свинопаса» (1935), «Тень» (1940), «Дракон» (1944), «Обыкновенное чудо» (1956) и другие его пьесы. Он великолепно уловил то сочетание сказочного, фантастического с реальным и современным, которое определяет своеобразие стиля Шварца, и нашел его пластический эквивалент в своих декорациях.
Акимов создал и свой особый тип театрального плаката, создал много портретных произведений, пробовал свои силы как художник кино. Многие годы мастер вел занятия по театральной декорации в Ленинградском театральном институте и оказал значительное влияние на молодых ленинградских художников театра. Живо заинтересованный в развитии театральной декорации, он неоднократно выступал по этим вопросам в печати.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1971 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.