По собственному признанию выдающегося бельгийского художника Константена Эмиля Менье он прожил словно две жизни в искусстве. Одну, до 54-х лет, как живописец и вторую как скульптор. И если бы не было этой второй жизни, то вряд ли бы его имя вошло столь прочно в историю мирового искусства. Менье был поистине великолепным скульптором, но дело не только в профессиональном уровне его произведений. В стилистическом отношении мастер весьма близок величайшему ваятелю конца прошлого — начала нашего века О. Родену, но совершенно чужд внутреннему строю его искусства, сложной системе пластических символов. Менье выступил как новатор в ином отношении. Он открыл для изобразительного искусства новую, поистине неисчерпаемую тему — жизнь рабочего класса. Работы Менье стали своего рода эталоном для мастеров прогрессивного искусства всех стран, обращавшихся к этой теме.
Менье родился в пригороде Брюсселя. Его старший брат Жан Батист Менье был художником и помогал Константену в усвоении изобразительной грамоты. В 16 лет Менье начинает учиться скульптуре в Академии художеств у Ш. Фрекена, но через два года решает, что его призвание — живопись. Он переходит в мастерскую известного тогда живописца Ф.-Ж. Навеза, учившего своих студентов приводить конкретные наблюдения над природой и жизнью к отвлеченно прекрасному идеалу.
Значительным событием в жизни молодого Менье оказалось знакомство с художником Шарлем де Гру, разделявшим его восхищение картинами Ф. Милле и Г. Курбе и мечты об обновлении бельгийского искусства. Вместе со своими друзьями, тоже искавшими новых путей в искусстве, Менье и Гру организовали в 1868 году «Свободное общество изящных искусств». Разделяя воззрения своих товарищей на вопросы формы, Менье однако гораздо дальше их пошел в понимании социальной функции искусства.
Впрочем, долгое время он не выделялся среди художников, окружавших его. В 1860-е, да и в 1870-е годы, Менье, как правило, выступает на выставках с композициями на религиозные и исторические темы, подобными «Мучению святого Стефана» и «Экстазу святого Франциска». Правда, первая выставленная им картина «Зал святого Роха» представляла собой бытовую сценку в госпитале. Пожалуй, самое значительное из его произведений этого периода — историческое полотно «Крестьянская война» (1875), изображающее эпизод войны 1797 года. Некоторые характеристики героев отличаются большой остротой и психологической точностью.
В 1879 году, работая над серией заказных иллюстраций из истории Бельгии, Менье едет в район шахтеров Боринаж, или как его чаще называли, «Черную страну». После спокойной, по-буржуазному чинной жизни Брюсселя продымленное небо Боринажа, прорезанное трубами заводов и копрами шахт, суровые усталые лица рабочих казались иным миром. «Глубокое сострадание охватило меня»,— писал впоследствии художник. Он был потрясен условиями жизни пролетариата и, вместе с тем, увидел силу и цельность характеров этих людей, увидел своеобразную красоту индустриального пейзажа. Все это было до тех пор вне поля зрения бельгийских художников, и Менье решает создать изобразительный эпос, посвященный «Черной стране». Через два года он еще раз приезжает сюда, чтобы проверить свои первые впечатления и лучше изучить жизнь рабочих.
Картины Менье о «Черной стране» обычно выдержаны в строгих серых землистых тонах, но чтобы четче обозначить смысловые акценты, мастер умело вводит одно-два контрастных цветовых пятна. В полотнах Менье нет места слезливости и сентиментальности. Он приверженец сурового реализма. В основе его творчества лежит стремление к монументальности. В работах мастера есть величественное спокойствие, его герои привлекают своей человеческой значительностью. Для Менье, как и для великого бельгийского поэта Эмиля Верхарна, рабочий человек был опорой, «солью земли». Наиболее известными из картин Менье стали триптих «Шахта». («Спуск», «Голгофа», «Подъем») и «Возвращение шахтеров» (1889). Они выдержаны в темной суровой гамме.
Однако наиболее выразительное воплощение тема труда получила у Менье в скульптуре. К ней неожиданно для себя он возвратился в 1885 году. Скульптура помогла более точно показать внутреннюю силу нового героя. В ней органично сочетались контрастные понятия, в их сопоставлении выявлялись черты внутреннего мира рабочего. Менье показывал и тяжелый непосильный труд («Пудлинговщик», 1886) и создавал образы более широкого значения («Молотобоец», 1885; «Грузчик», 1890; «Антверпен», 1900). Эти две линии в его творчестве — точная фиксация характерных черт внешнего облика и жизни рабочих, с одной стороны, и стремление к образам обобщенного характера, монументальным по своему строю — развивались параллельно и как бы дополняли друг друга. Обобщения Менье не носили схематического характера, они были необходимым выводом из огромного материала, изученного им. Как и у Верхарна, произведения Менье нередко романтичны. Он смотрел на будущее глазами своих героев.
Выступивший в скульптуре в эпоху глубочайшего кризиса монументального искусства, Менье в своем творчестве попытался преодолеть разрыв между архитектурой и изобразительным искусством. Со временем он стал рассматривать всю свою деятельность как подготовку к работе над грандиозным памятником.
Менье нашел пластические средства для показа людей в скульптуре в «некрасивых» современных костюмах. Произведения мастера создают и организуют вокруг себя пространственную среду, а это необходимое условие успеха работы монументалиста. Нередко, особенно если речь шла о больших скульптурах и рельефах, Менье искал первоначально решение замысла в живописи, но, обращаясь к пластике, многое менял, остро ощущая законы скульптурного материала.
По мысли Менье, венцом всех его творческих исканий должен был стать «Памятник труду». В него должны были войти, как составные части, лучшие отдельные композиции мастера, такие, как «Индустрия», «Порт», «Сеятель», «Рабочий» и другие. Но Менье умер, так и не увидев свой памятник воздвигнутым. «Памятник труду» был установлен лишь в 1930 году архитектором В. Орта. Работы Менье украшают многие музеи, но наиболее значительная коллекция произведений мастера находится в Брюсселе в музее Менье.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1971 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.