Великий испанский художник Франсиско Гойя родился в семье ремесленника-позолотчика в деревне Фуэндетодос близ Сарагосы; в 14 лет начал учиться в мастерской Хуана Люсан Мартинеса, живописца академической школы. Спустя шесть лет Гойя переехал в Мадрид, где продолжил обучение у одного из крупнейших представителей испанской академической школы Франсиско Байе. Прошедшая в Сарагосе и Мадриде молодость Гойи была насыщена приключениями. В 1770—1771 годах для совершенствования своего мастерства молодой художник совершил путешествие в Италию. Деньги на эту поездку он накопил, выступая в качестве тореадора.
1776—1780 годах Гойя выполнил серию картонов для шпалер Королевской мануфактуры. Это были праздничные, радостные произведения. Ничто в них не предвещало будущих трагических видений мастера. Празднества и процессии, жизнь рынка, пляски, игры и пикники — таково содержание этих картонов. Сильное национальное начало выражено в их атмосфере, в характере пейзажа, типах и костюмах. Картоны красивы по живописи, они наполнены ощущением гармонического единства природы и человека. Во второй серии картонов (1786—1791) проявилось критическое отношение художника к действительности, выдвинулись новые темы из народной жизни — путники, застигнутые снежной бурей, раненый каменщик, вдова с плачущими детьми. В 1785 году после, исполнения первой серии шпалер Гойя был назначен членом дирекции Академии художеств, а через год — руководителем гобеленовой фабрики.
В эти годы Гойя пишет много заказных портретов, среди них такие шедевры, как «Карл II в охотничьем костюме» (1787). Но с наибольшей силой дарование Гойи-портретиста проявляется в работах, исполненных не по заказу, — таков островыразительный портрет герцогини Тересы де Альба. Творческая индивидуальность Гойи наиболее полно проявляется в произведениях, относящихся к 90-м годам XVIII века, когда период либеральных реформ сменяется в Испании феодальной реакцией, когда лучшие люди страны — в их числе и многие друзья художника — подвергаются преследованиям и изгнанию. Именно в это время в творчестве Гойи появляются новые мотивы, развивается критическое отношение к действительности. Темами картин художника становятся драматические уродливые стороны современной ему жизни. Таковы небольшие картины, написанные им в 1794 году, — «Процессия флагеллантов», «Дом умалишенных», «Заседание инквизиции».
В 1797 году Гойя выпускает в свет первую большую серию офортов «Капричос». В этой серии, которая была несколько дополнена во втором тираже, появившемся двумя годами позже, художник дал уничтожающую характеристику феодально-католической Испании, обличив, насилие, праздность и тупость аристократии, произвол инквизиции, суеверия и фанатизм масс. Гойя использовал здесь все оттенки сатиры — от легкой насмешки до гневного сарказма, достигающего трагической глубины. На титульном листе серии «Капричос» была надпись: «Сон разума порождает чудовищ». В офортах, где реальные образы сплетались с фантастическими, значительное место заняли гротеск, аллегория, иносказание. Содержание многих офортов было намеренно зашифровано художником.
Широко известны две картины Гойи: «Маха обнаженная» (1798) и «Маха одетая» (ок. 1802). В этих картинах, далеких от академических канонов, Гойя воплотил свой идеал женской красоты.
Сложные психологические задачи разрешал художник, создавая портреты вождя испанской либеральной буржуазии Ховельяноса (1797), артистки Марии Фернандес (1799), французского посла Фердинанда Гильмарде (1799). В это же время пишет он «Портрет семьи Карла IV» (1800), критическая направленность которого не имеет аналогий в традициях парадных изображений коронованных особ.
В годы войны с французскими интервентами и первой испанской революции патриотизм Гойи, его любовь к родному народу находят в его произведениях свое высшее выражение. Художник создает множество картин, рисунков с натуры, офортов, в которых изображает невыносимые страдания народа, все акты страшной народной драмы.
Крупнейшими произведениями, написанными в этот период, являются два полотна — «Восстание 2 мая 1808 года на Пуэрто дель Соль» (1814) и «Расстрел повстанцев в ночь с 2 на 3 мая 1808» (1814). В этих картинах в качестве героев выступают не отдельные люди, а народ. Около десяти лет Гойя работает над серией офортов «Десастрес делла герра» («Несчастия войны», 1810—1820). В этой серии, состоящей из 82 листов, художник с суровой, жестокой правдой заклеймил войну как социальное зло, сокрушающее все гуманное, разумное, человечное. С большой силой звучит здесь тема веры в великие силы народа, отстаивающего свою независимость. В офорте «Какое мужество» художник с большой экспрессией запечатлел героический подвиг защитницы Сарагосы юной Марии Агостины. В годы наступившей реакции Гойя общается только с узким кругом ближайших друзей. Тяжелые раздумья о судьбе родины, болезнь, повлекшая за собой полную потерю слуха, вызывают у него глубокую тоску, разочарование. Как раз в это время появляются фрески в его доме, прозванном «Домом глухого». Это так называемые «Черные картины» — аллегории с зашифрованным смыслом, символическое, субъективное толкование мифологических тем. Сарказм становится жгучим, изобличает душевные страдания и в то же время говорит о ненависти к фанатизму, суеверию, мракобесию.
Еще больше фантастики и безысходности в незаконченной серии офортов «Диспаратес» (т. е. нелепость, безумство, 1820). Здесь и горькая ирония художника по поводу своих юношеских представлений и намеки на политические события. Окружающая действительность кажется Гойе невыносимой.
Новое наступление реакции после уничтожения конституционного порядка в 1823 году делает жизнь Гойи в Испании невыносимой. Он уезжает во Францию, якобы для лечения, и поселяется в Бордо — центре испанской либеральной эмиграции. В его последних работах мир жутких видений сменяют образы, полные радости жизни («Гуляки», «Прогулка», «Молочница из Бордо»). Нет трагизма и в серии «Тавромахия» («История и практика боя быков»), начатой в офорте и законченной в литографии (1815-е—1820-е гг.).
В историю Гойя вошел как неутомимый искатель новых путей в искусстве, родоначальник публицистической графики. Великий живописец, пламенный патриот и гуманист, он явил собой пример беззаветного служения прогрессивным идеям своего времени.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1971 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.