В конце 1916 года грузинское Общество художников решило оказать материальную помощь художнику-самоучке Нико Пиросманашвили. По поручению Общества, к Нико отправился двадцатилетний Ладо Гудиашвиля — недавний выпускник Тифлисской художественной школы. Пиросманашвили жил в районе Дидубе, в жалкой каморке под лестницей, где нельзя было даже стоять во весь рост. Измученный и изнуренный нищетой, Пиросманашвили встретил сначала молодого посланца Общества художников недоверчиво. Но вскоре его недоверчивость сменилась сердечностью. Он поразил Ладо замечательной самобытностью своего таланта, необычайным внутренним благородством, глубокой человечностью. Со временем Ладо создал интереснейший цикл рисунков и картин, с большой поэтичностью воссоздающий образ Пиросманашвили, творения и имя которого ныне занимают по праву почетное место в истории грузинской живописи. Знакомство с Пиросманашвили имело большое значение и для формирования творческой индивидуальности Гудиашвили. Искусство Пиросманашвили, технически неумелое, наивное, но неразрывно связанное с народной жизнью, помогло молодому художнику найти в окружающей его действительности интереснейший материал для живописного изображения. Гудиашвили стал воспроизводить в своих картинах круг явлений глубоко национальных, возможных только в своеобразных условиях предреволюционного тбилисского быта. Он обратился к миру старотбилисской богемы — миру кинто, завсегдатаев духанов и кабачков («Хаши», 1919; «Кутеж кинто с женщиной», 1919 и др.).
В 1919 году Владимир (Ладо) Дмитриевич Гудиашвили уехал в Париж. Здесь он стал посещать «академию» Ронсона, рисовал с натуры, создал ряд произведений символического и аллегорического характера. Однако главной темой его творчества оставалась Грузия. Именно работы, в которых художника увлекали образы старого Тбилиси, романтика уходящей в прошлое Грузии, наиболее высоко ценились западноевропейскими знатоками искусства. В Осеннем салоне 1920 года появилась целая группа картин Гудиашвили: «Грузинская идиллия», «Трапеза на рассвете», «Кутеж кинто», «Кутеж кинто с женщиной». Позднее произведения Гудиашвили экспонировались на художественных выставках не только во Франции, но и в Англии, Италии, Бельгии, Голландии, Америке. Гудиашвили стал широко известным художником. В 1925 году в Париже о нем написали монографию.
Однако он не пожелал остаться за рубежом и, при первой возможности, в 1926 году вернулся в родную Грузию.
Новая жизнь поставила перед Гудиашвили задачи утверждения и развития реалистических принципов искусства. Он стал искать и находить темы и образы, созвучные великим делам, мыслям и чувствам, которыми жили строители социалистического общества. Гудиашвили был одним из первых художников Советской Грузии, обратившихся к теме социалистической индустрии («Ферромарганцевый завод в Зестафони», 1934). В то же время художник работает и в историческом жанре, пишет портреты. Постепенно из его произведений уходят встречавшиеся ранее черты деформации, светлее и радостнее становится колорит.
В военные и послевоенные годы в серии графических листов Гудиашвили разоблачает бесчеловечную сущность фашизма и империализма: «Ненасытный ворон войны» (1942), «Августейший клерикал» (1942), «Непокоренный Египет» (1956) и др.
Жизнеутверждение и оптимизм, свойственные искусству Гудиашвили, получают свое выражение в живописных полотнах — «Возвращение колхозной бригады» (1946), «Сбор чая» (1950), «Проверка табака» (1955).
Очень сильно и ярко раскрывается творческая индивидуальность художника при обращении к темам, разрабатывая которые, можно соединить жизненные наблюдения с фантастикой, аллегорией и поэтической мечтой. На его полотнах оживают старинные фрески («Улыбка с фрески», 1955), современные женщины превращаются в идеальные образы женственности и красоты («Н. Ахвледиани», 1937; «Портрет Т. Цицишвили», 1940; «Манана», 1945). Причудливым, красочным и ярким предстает быт древней Грузии, ее легендарное прошлое («Прогулки Серафиты», 1940; «Легенды об основании Тбилиси», 1946; «Свадьба в Армази», 1949), народные празднества, театрализованные карнавалы, выступления странствующих актеров-бериков («Бродячие актеры», 1931; «Ксеноба в Тбилиси», 1937; «Дни матери», 1946; «Берики из Телави», 1959 и др.).
Гудиашвили — прекрасный театральный художник. Интересны его иллюстрации к классическому произведению грузинской литературы — сборнику народных притч Сулхан-Саба-Орбелиани «О мудрости вымысла». Неисчерпаемым источником творчества художника являются также народные грузинские сказки и легенды («Волшебные сказки», 1960; «Сказания и легенды», 1965 и др.).
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1971 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.