«Настали чудесные февральские дни. В природе творилось нечто необычайное, казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник — праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу... Какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба.
— Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно, — подумал я».
Эти строки, полные чувства восторга перед покоряющей красотой природы, принадлежат перу Игоря Эммануиловича Грабаря — известного советского живописца, искусствоведа и общественного деятеля.
Необычайно широк был творческий диапазон этого многогранно одаренного человека.
К 1900-м годам относятся первые пейзажи И. Э. Грабаря, принесшие ему успех. «Сентябрьский снег» (1903) с неповторимым эффектом пушистых белых хлопьев, лежащих на блеклом золоте осенней листвы. Знаменитая «Февральская лазурь» (1904) — та самая, где художник хотел передать «хоть десятую долю» красоты, царящей в природе. «Мартовский снег» (1904), где «осевший изборожденный лошадиными и людскими следами, изъеденный солнцем» снег привлекает «целой симфонией заключенных в нем красок и форм».
В последующие годы И. Э. Грабарь почти оставил живопись, увлеченный архитектурой, историей искусства, музейной работой. По его проекту, в 1909—1914 годах строится в духе русского классицизма подмосковная усадьба «Захарьино» (ныне санаторий). В те же годы под редакцией И. Э. Грабаря и по его инициативе издается «История русского искусства» — многотомный труд, где он выступил также автором ряда основных разделов. В 1913 году И. Э. Грабарь принял предложение возглавить Третьяковскую галерею. Он провел там большую работу по систематизации произведений искусства и составил первый, имеющий научную ценность каталог.
После Октябрьской революции И. Э. Грабарь руководил Отделом по делам музеев и охраны памятников искусства и старины Наркомпроса и Центральными государственными реставрационными мастерскими. При его непосредственном участии были открыты и реставрированы многочисленные памятники древнерусского искусства (иконы и фрески в Новгороде, Пскове и Владимире), что явилось крупнейшим вкладом в осуществление ленинской программы по освоению культурного наследия прошлого.
В середине 1920-х годов И. Э. Грабарь возвращается к живописи, его увлекает портретный жанр. Интерес к человеку, 104 его внутреннему миру характерен для всего советского искусства этого периода. В портретах работы И. Э. Грабаря выражено мировоззрение художника. Его влекут к себе ясные, цельные натуры.
Сколько спокойной доверчивости в его «Светлане» (1933) — портрете, где строгий вкус автора сказался в особой простоте колористических сочетаний, за которой скрываются напряженные творческие поиски. Как бы в противовес лирической настроенности женских и детских портретов, художник подчеркивает сильное жизнеутверждающее начало в таких полотнах, как портрет академика С. А. Чаплыгина. Незаурядный ум, воля, темперамент ярко выражены в облике портретируемого. В его характере чувствуются неукротимый размах и в то же время способность к трезвой, несколько иронической оценке явлений. Портрет захватывает глубиной проникновения в психологию человека. В его красочном воплощении соблюдена та неуловимая мера, когда художник как бы заставляет нас забыть о совершенстве живописи, полностью подчиняя ее выявлению образа.
В 1930-е годы И. Э. Грабарь обратился к историко-революционной тематике, создав известные произведения — «В. И. Ленин у прямого провода» (1933) и «Крестьяне-ходоки на приеме у В. И. Ленина. 1920 г.» (1938). Художник стремился к правдивому раскрытию образа великого вождя революции, к передаче самой атмосферы удивительной простоты и человечности, которая сквозила во всех деталях повседневной деятельности В. И Ленина.
К этому времени живописное творчество И. Э. Грабаря достигает своего расцвета. По-прежнему полны жизни его светоносные пейзажи, радуют глаз натюрморты, растет создаваемая на протяжении десятилетий портретная галерея деятелей советской культуры. Однако живопись не исчерпывает его интересов. В 1937 году И. Э. Грабарь завершил свой многолетний труд над двухтомной монографией об И. Е. Репине, непрерывно продолжает он начатую еще до революции работу по изучению творческого наследия В. А. Серова. С 1944 года И. Э. Грабарь руководит Институтом истории и теории искусств при Академии наук СССР, под его редакцией выпускается заново написанная «История русского искусства».
Творческая энергия И. Э. Грабаря была поистине неистощима. В его живописных произведениях последних лет, в книгах, монографиях, выступлениях в печати по актуальным вопросам искусства мы находим все новые и новые ценности из того огромного запаса знаний и впечатлений, которыми постоянно делился со своим народом этот большой художник, ученый, знаток искусств.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1971 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.