Во времена наполеоновской империи Жак Луи Давид был признан первым живописцем Франции. Установки школы Давида были официально узаконены, государственные учреждения проводили ее программу, громадное большинство художников совершенно искренне, верили в вечную незыблемость принципов классицизма и стремились осуществить их в своей художественной практике.
Вокруг Давида группировались многочисленные ученики и последователи. Одним из наиболее преданных учеников великого художника был Жан Антуан Гро.
Гро воспитывался в мастерской Давида. При помощи своего учителя молодой художник получил возможность отправиться в Италию для ознакомления с классическим наследием. В Риме он увидел шедевры Микеланджело и Рафаэля, а в Генуе — полотна Рубенса, которые произвели на него весьма сильное впечатление. В Милане Гро встретился с Жозефиной Богарнэ и благодаря ее покровительству написал свое первое большое произведение — романтическую картину «Бонапарт на Аркольском мосту» (1796). Увлеченный Бонапартом в знаменитый итальянский поход, Гро работает в комиссии по отбору памятников искусств для отправки во Францию. Одновременно он занимается живописью, воспевая пыл сражений и схваток, в которых участвуют воины наполеоновской армии. В одном из писем к матери молодой художник восклицает: «Пусть другие пишут древнего Александра, я стал бы писать нового Александра, этих мамелюков, эти восточные костюмы, этих арабских коней».
Вернувшись в Париж, Гро представляет на конкурс 1803 года эскиз на тему «Битва под Назаретом», в котором сделана попытка отойти от обычных приемов и передать страстное напряжение рукопашной схватки. Эскиз Гро был единогласно признан лучшим на конкурсе. Художник начал писать по заказу огромное пятнадцатиметровое полотно, но Бонапарт, ставший первым консулом, приказал ему оставить эту работу и перейти исключительно на темы, связанные с походами его армии.
В 1804 году в Салоне была выставлена картина Гро «Зачумленные в Яффе», изображающая эпизод из египетского похода Бонапарта. Картина имела целью прославить бесстрашие Бонапарта. Она показывала его в момент посещения зачумленных во дворе какой-то фантастической мавританской мечети. Однако зрителю запоминался, прежде всего, не Наполеон, а фигуры пораженных страшной болезнью людей.
Здесь была с большой пластической выразительностью передана целая гамма разнообразных чувств — от робкой надежды до пассивного безразличия и отчаяния.
За «Зачумленными в Яффе» Гро написал новые монументальные полотна, посвященные наполеоновским войнам. Среди них особенно значительным было полотно «Наполеон на поле битвы под Прейсиш-Эйлау» (1808). В нем Гро не только прославлял императора, его маршалов и генералов, но и правдиво показал ужасы войны — убитых, умирающих, коченеющих на снегу солдат, корчащихся в предсмертной агонии. Когда смотришь на эту картину, главное внимание приковывает к себе изображение человеческого бедствия, а не пышная группа Наполеона и его свиты.
Гро писал многочисленные портреты: парадные — маршалов и министров («Портрет полковника Фурнье»), интимные — родных и друзей, не оглядываясь больше на авторитеты и следуя лишь своему видению мира.
Батальная живопись Гро была насыщена яркой патетикой, отмечена смелыми жизненными наблюдениями. Она поражала строгостью композиции и великолепным колоритом. Однако положение придворного живописца зачастую толкало художника на путь апологии Наполеона, хотя с неменьшей силой всегда звучала тема бедствий войны.
В 1812 году Наполеон поручил Гро расписать в куполе Пантеона колоссальный плафон, на котором художнику предстояло изобразить нескольких французских королей и самого Бонапарта. Но наступили годы реставрации Бурбонов, и изображение Наполеона было заменено портретом Людовика XVIII.
Все картины Гро были возвращены в его мастерскую, где они и хранились долгие годы, скрытые от глаз зрителей. Художник пытается продолжать писать на современные темы, занимает высокое положение в обществе, получает титулы и награды. В конце своей творческой деятельности Гро, сделавший в картинах наполеоновского цикла значительный шаг по пути реализма, возвращается к ложному пафосу классического направления. После 1820 года Гро уже не пишет исторических полотен, а обращается к созданию произведений на античные сюжеты («Эдип», «Апис и Галатея», «Вакх», «Геркулес и Диомед»). Изменив реалистической природе своего таланта, художник пришел к худшим формам академизма.
Прошли времена триумфов. В салоне 1835 года полотно Гро «Геркулес и Диомед», было встречено в штыки. Страдая от холодности публики, не сумев найти свой путь в новых общественных условиях, не видя больше цели в жизни, Гро покончил с собой.
Творчество Гро периода империи оказало сильное влияние на поколение молодых художников 20-х годов прошлого столетия. В Гро, воспевающем наполеоновские походы, молодежь увидела предшественника нового романтического искусства.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1971 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.