К началу XVIII века возможности развития классических традиций в итальянской живописи, казалось, были исчерпаны. Но в Венеции мы снова встречаем мастеров, достойных встать рядом с великими художниками Ренессанса. Пожалуй, наиболее крупный из них — Джованни Баттиста Тьеполо. Его творчество как бы завершает многовековую историю классической итальянской живописи.
Джованни Баттиста Тьеполо учился в мастерской Григорио Ладзарини. Но вялая, анемичная живопись этого венецианского эпигона Рафаэля была чужда молодому художнику. Гораздо ближе ему творчество Джованни Баттиста Пьяцетты и Себастьяно Риччи, мастеров, сочетавших верность классическим идеалам со стремлением к динамичности и живости изображения, характерным для XVII века. Несомненно, и то, что на формирование искусства Тьеполо оказало влияние восхищение живописным великолепием полотен и росписей Паоло Веронезе. Ему нравились смелые ракурсы в композициях великого мастера, торжественный ритм. О ранних работах самого Тьеполо можно получить хорошее представление в Ленинграде, в Эрмитаже. Здесь хранятся его картина «Похищение сабинянок» (1720) и 5 полотен на темы истории древнего Рима, в том числе «Кориолан под стенами Рима», «Муций Сцеволла в лагере Порсенны», «Меценат представляет. Августу свободные искусства», предназначенные как декоративные панно для дворца венецианского патриция Дольфино (1725). Они умело, скомпонованы, художник использует контрасты ярких красок. Панно воспринимаются сразу как единое декоративное целое. В них уже очевидно пристрастие к внешне эффектным сопоставлениям и приемам. И хотя они заметно уступают по уровню мастерства более поздним произведениям выдающегося мастера, в них Тьеполо, как опытный режиссер, направляет в нужное русло свои живописные спектакли. Театральное начало очень сильно в его искусстве. Во фресках архиепископского дворца в Удине он предстает перед нами как художник пышного торжественного живописного зрелища, своего рода «пира для глаз».
В 1730-е годы Тьеполо продолжает свою деятельность по декорированию общественных и частных зданий в разных городах Северной Италии. Стиль его приобретает завидную легкость, изящество, кажется, что для Тьеполо не существует неразрешимых проблем в области декоративно-монументальной живописи. Он работает чрезвычайно быстро, с уверенностью и непогрешимостью большого мастера. Его произведения, как правило, радостны и торжественны. Одно из немногих исключений в этом отношении — трехчастная картина для венецианской церкви Сан Альвизе. Здесь художнику, пришлось воплощать сугубо драматические, трагические по своей эмоциональной окраске сюжеты: «Терновый венец», «Бичевание Христа», «Путь на Голгофу», и он попытался в сумрачном колорите найти параллель драматизму ситуации. В 1740-е годы имя Тьеполо приобретает широчайшую известность. Его работы становятся эталоном декоративной живописи, во многих странах хотят иметь его полотна. Художника окружают почтением и уважением. И надо сказать, что слава его была вполне заслуженной. Вряд ли мы найдем во всей Европе того времени другого такого виртуоза. Особенно привлекает его живопись на огромных поверхностях плафонов. Тьеполо исполняет грандиозный плафон в нефе церкви дельи Скальци в Венеции и плафоны в других венецианских церквах. Художник создает иллюзию прорыва пространства и бесконечности неба. Достигается это необычайными средствами. Если мастера барокко XVII века строили свои композиции, разворачивая изображение в глубину плоскости, добиваясь путем перспективных ухищрений иллюзии беспредельности, то Тьеполо сознательно помещает изображение параллельно плоскости потолка, оставляя незаполненным центр плафона как «кусок» настоящего неба. Это создает ощущение легкости и света, который как бы продолжает движение архитектурных форм, непрерывно облегчая их, почти дематериализуя. Величаво пышный и праздничный характер декоративной живописи Тьеполо находился в полном согласии не только с декоративной пышностью форм зодчества той эпохи, но и с характером церковных служб, которые превратились в светские, по существу, красочные представления, поражавшие воображение прихожан своим богатством и внушающим уважение великолепием.
Тьеполо мало интересовали вопросы человеческой психологии, характера. Ему была глубоко чужда жанрово-повествовательная живопись с ее установкой на достоверность изображенного. Для творчества Тьеполо чрезвычайно показательно полотно, хранящееся в Дрезденской галерее, «Триумф Амфитриты», где изображена богиня океана, мчащаяся по волнам в колеснице в виде раковины. Тьеполо отнюдь не пытается извлечь из этого мифологического мотива какой-либо психологический момент. Для него это лишь предлог написать холодно-голубоватые дали моря и сверкающее тело богини, создать радостное нарядное зрелище. Художник увлекает зрителей своим темпераментом, искренней влюбленностью в красоту мира. Но порой чувствуется, что эта темпераментность живописи, легкость — лишь внешняя бравада. Композиционные приемы в его произведениях нередко повторяются.
В 1750 году Тьеполо был приглашен в Германию написать фрески для дворца франконского архиепископа в Вюрцбурге. Вместе со своими сыновьями и помощниками он создал огромную композицию «Олимп». На потолке главной лестницы художник изобразил фигуры частей света. В Императорском зале он написал фрески из жизни Фридриха Барбароссы. Несколько тяжеловесный, репрезентативный стиль его композиций вполне отвечал архитектуре дворца, построенного выдающимся мастером позднего немецкого барокко Б. Нейманом.
По возвращении на родину Тьеполо снова загружен работой. Его произведения и сегодня украшают здания Милана, Виченцы, Брешии, Бергамо, Вероны и других итальянских городов. Авторитет его был столь велик и неоспорим, что когда в Венеции организовали Академию живописи и скульптуры, Тьеполо стал ее первым президентом.
В 1761 году художник вместе с сыновьями Лоренцо и Джованни Доменико отправляется в Мадрид. Здесь он создает огромную фреску «Триумфы испанской монархии» в тронном зале королевского дворца в Мадриде. В ней Тьеполо предстает в полном блеске своего мастерства. Художник умер в Мадриде в 1770 году.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1971 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.