Во второй половине XVI века в Испании возникла придворная школа живописцев, которая, при покровительстве самого короля, культивировала подражание образцам итальянского искусства, преимущественно римской школы. Приглашенные ко двору итальянские мастера, а также, испанские живописцы создавали парадные портреты, запечатлевавшие чопорный облик испанских вельмож, как бы окаменевших и своей холодной неприступности. Королевский двор был главным заказчиком произведений искусства и диктовал художникам свои требования.
Однако живопись Испании второй половины XVI века не исчерпывалась официальным придворным искусством. К иному направлению принадлежал один из величайших художников того времени Эль Греко.
Доменико Теотокопули, грек по национальности, прозванный Эль Греко, родился на острове Крит, в то время входившем в состав владений Венеции. Именно там были еще живы традиции византийского иконописного мастерства, под влиянием которых началось формирование художника. В 1565 году он переехал в Венецию, где познакомился с великими живописцами своего времени — Тицианом и Тинторетто. Эль Греко усвоил экспрессивную манеру их живописи, развил свое блестящее дарование колориста и впитал все достижения позднеренессансной культуры Италии.
Около 1570 года Эль Греко стал работать в Риме. Выполненные им портреты и картины свидетельствовали о высоком мастерстве молодого художника. Спустя несколько лет Эль Греко поселился в Испании. Первые год-полтора он провел в Мадриде — новой столице испанского королевства, куда Филипп II перенес свою резиденцию. Однако не получив признания при дворе, Эль Греко взялся выполнить заказ на несколько картин для одной из церквей в Толедо. Тогда же, в 1577 году, художник начал писать картину «Снятие одежд с Христа», для собора в Толедо. В этом произведении, которое отличалось большой эмоциональной напряженностью, Эль Греко нарушил традиционные каноны изображения сюжета и тем самым вызвал недовольство заказчиков. Начался судебный процесс. Только после благоприятного заключения экспертов художнику удалось получить за свою работу деньги.
На Эль Греко обратил внимание сам Филлип II. Он заказал ему для дворца-монастыря Эскориала две картины — «Поклонение имени Иисуса» (ок. 1579) и «Мученичество св. Маврикия» (1580—1582). Образы второй картины вызвали неудовольствие короля. Эль Греко вынужден был покинуть Мадрид, он навсегда поселился в уединенном Толедо. Этот старинный испанский город, бывший в недавнем прошлом резиденцией королей, в ту пору представлял собой прибежище оппозиционной феодальной аристократии, утратившей свое былое значение во времена абсолютистского строя. Здешняя интеллигенция увлекалась идеалами средневековья, мистическими учениями. Это способствовало развитию мистики и иррационализма в творчестве Эль Греко.
К числу произведений Эль Греко, в которых фантастика сочетается с реальностью, относится знаменитая картина «Погребение графа Оргаса» (1586—1588), написанная для толедской церкви Сан Томе. Сюжетом для этой картины послужила средневековая легенда, рассказывающая о чудесном погребении благочестивого графа Оргаса святыми Августином и Стефаном. В нижней зоне картины художник написал торжественно-траурную церемонию погребения. Вверху, в разверзшихся небесах, он изобразил Христа и сонм святых, принимающих душу усопшего. С необыкновенной человечностью в этой картине выражены глубокая скорбь и нежность, духовная красота. Мастерство художника выступает здесь во всем блеске.
Эль Греко много работал над портретами своих современников и достигал в них глубокой психологической выразительности. На одном из самых знаменитых портретов Эль Греко запечатлен главный инквизитор Испании дон Фернандо Нуньо де Гавара (1600—1601). По силе характеристики работа художника, помимо его воли, была обвинительным приговором фанатику-изуверу. Еще большее впечатление производит «Портрет неизвестного» (ок. 1600) — собирательный образ интеллигента Испании. Огромное богатство чувств и мыслей выражено здесь языком живописи. Полон обаяния и женственности портрет, известный под названием «Дама в мехах» (ок. 1577—1578). В портретах позднего периода художник поражает исключительной свободой владения цветом. Эль Греко писал картины главным образом на религиозные сюжеты. Однако они не были похожи на традиционные произведения церковного искусства. Из-за этого у художника часто возникали конфликты с заказчиками.
С годами произведения Эль Греко приобретали все более и более болезненно-фантастический характер. В них представал перед зрителем мир, где происходят чудеса и возникают видения. Неестественно вытянутые пропорции, искаженные формы, беспокойные контрасты цветов — вот живописные средства, которыми пользовался художник. В поздних его работах все настойчивее звучала тема гибели мира, тема божественной кары.
Эль Греко был одним из первых испанских художников, обратившихся к пейзажу. Глубоким трагизмом овеяно его прекрасное полотно «Вид Толедо» (1610—1614). В этом пейзаже город живет какой-то таинственной, призрачной жизнью.
Среди произведений, созданных Эль Греко в последние годы жизни, наиболее выделяются: «Лаокоон» (1606—1610), «Вознесение богоматери» (ок. 1608—1613), «Сошествие св. Духа» (1610—1614), «Снятие пятой печати» (1610—1614) и др.
Искусство Эль Греко, глубоко субъективное, выражавшее слепую покорность высшим мистическим силам, оказалось в стороне от основного направления развития испанской живописи. Со временем Эль Греко был надолго забыт. «Открытие» художника свершилось лишь в начале нынешнего века, оно приобрело сенсационный характер. Между тем, искусство Эль Греко явилось наиболее ярким выражением кризисных художественных тенденций в культуре позднего Возрождения.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1971 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.