В Испании XVII века главными заказчиками произведений искусства были господствовавшие в стране дворянство и католическая церковь. Это определяло и ограничивало тематику испанской живописи. Основной ее сферой были монументальные религиозные композиции, а единственным светским жанром, получившим широкое развитие, — портрет. Придворное искусство, опиравшееся на традиции романтизма, пыталось противостоять новому передовому искусству, имевшему народный, демократический характер и развивавшемуся вдали от двора, в местных художественных центрах, таких, как Севилья и Валенсия.
Начало развития национальной реалистической живописи положили валенсиец Франсиско Рибальта и севильянец Франсиско Эррера Старший. Их искания подготовили почву для расцвета испанской живописи и, прежде всего для творчества Хусепе Риберы — одного из самых характерных и значительных мастеров испанского изобразительного искусства первой половины XVII века.
Рибера родился в маленьком городке Хативе в Южной Валенсии. Точных сведений о его семье не имеется. Как рассказывают предания, родители послали юношу в Валенсию изучать латынь, но он увлекся там живописью и стал учеником Франсиско Рибальты. В мастерской этого художника Рибера соприкоснулся с новыми реалистическими тенденциями в испанском искусстве. В 1613 году Рибера отправляется в Италию. Ведя здесь полуголодную жизнь, он с великой страстью предается изучению искусства итальянских мастеров. Его искания тех лет связаны с преклонением перед Рафаэлем, Корреджо и, особенно, Караваджо. Объездив много итальянских городов, Рибера, в конце концов, обосновывается в Неаполе, где становится придворным живописцем испанских вице-королей. В Неаполе Рибера прожил почти всю жизнь. Однако его искусство не утратило своеобразного характера, присущего испанской национальной живописи.
Как и другие художники того времени, Рибера чаще всего обращался к религиозной тематике. Творчество его испытывало воздействие мистических тенденций. Но в работах Риберы религиозные сюжеты трактовались с необычайной жизненностью. Художественный язык в его произведении всегда конкретен. Для него были показательны отказ от идеального характера образов, неослабевающее внимание к натуре, повышенный интерес к внутреннему миру человека.
Известны ранние офорты Риберы «Кающийся апостол Петр» (1621), «Мученичество св. Варфоломея» (1624), «Силен» (1628). Им присущи законченность и ясность рисунка, выразительность светотеневой моделировки,. совершенное владение штрихом.
Со второй половины 1620-х годов Рибера все чаще обращается к живописи. К нему скоро приходит известность, он избирается членом Римской академии св. Луки. Художника неизменно привлекала тема мученического подвига. Полны драматизма и скорби его картины «Мученичество, св. Себастьяна», «Мученичество св. Андрея» (1628), «Мучения св. Варфоломея» (1630). В этих картинах Риберы, в отличие от подобных произведений стиля барокко, нет надуманности, ложной театральности. С большой искренностью художник стремится выразить в них глубину человеческого переживания, победу воли над физическим страданием.
В 1630-е годы Рибера создает ряд картин, изображающих античных философов и ученых. Древних мудрецов Рибера пишет с оборванных бродяг и нищих, смело подчеркивая социальный типаж и придавая образам особую значительность. В своем «Сократе с зеркалом», «Смеющемся Демокрите» и др., художник фактически изображает очень характерные образы итальянских и испанских простолюдинов. Особенно удачен у Риберы образ Диогена. С простолюдинов писал он и своих знаменитых «Апостолов».
Примерно с середины 1630-х годов начинается период расцвета творчества и наивысшей славы Риберы. Художник обретает почет и богатство. Картины его отсылаются как подарки к испанскому двору. Мастерство его не знает равных. Живописная манера художника становится более свободной. Он отказывается от некоторой черноты и жесткости колорита. Мифологические и библейские сюжеты трактуются им без всякой идеализации («Исаак благословляет Якова», «Венера и Адонис», 1637; «Аполлон и Марсий», 1637).
Кисти Риберы принадлежит ряд великолепных портретов («Слепой скульптор», 1632; «Девушка с тамбурином», 1637; «Мастер цимбал», 1638) и среди них его всемирно известная картина «Хромоножка» (1642), с большой правдивостью изображающая нищего мальчика-калеку, наделенного детской непосредственностью и жизненным оптимизмом.
Даже в ту пору, когда Рибера был в зените славы, круг его тем оставался чрезвычайно узким. Его искусство почти всецело подчинялось культовым целям. Одну за другой художник создает такие картины, как «Непорочное зачатие», 1635; «Мария Магдалина», 1636; «Оплакивание Христа», 1637; «Святое семейство», 1639; «Обручение св. Екатерины», 1643 и др. Нужна была огромная сила таланта, высокая мера такта и вкуса, чтобы в пределах этой культовой тематики достичь подлинной художественной правды. Тонкая одухотворенность, глубина и искренность человеческого переживания составляют достоинство одного из шедевров Риберы—«Св. Инесса» (1641). Эта картина, замечательно передающая образ целомудренной и трогательной юности, — прекрасный образец позднего творчества Риберы. Из последних работ художника особенно выделяется полотно «Поклонение пастухов» (1650), написанное в духе народной жанровой сцены.
Искусство Риберы оказало большое влияние на творчество многих итальянских и испанских живописцев XVII века.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1971 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.