«Сила настоящего искусства, — писал А. М. Горький, — в том, что оно, взяв простейшее обыденное явление, вскрывает его глубокий социально-драматический смысл, показывает его крепкую зависимость от общих условий жизни, ее коренных основ». Эти слова вполне применимы к творчеству выдающегося русского художника Владимира Маковского.
За свою долгую жизнь Маковский создал свыше четырехсот картин, офортов, гравюр, акварелей, рисунков, иллюстраций к произведениям классиков. Главной темой его искусства был городской быт. Галерея персонажей Маковского была нескончаема: зритель встречал здесь и важных барынь, и бедных чиновников, и ловких дельцов, и купцов-самодуров, и мастеровых, и даже босяков со знаменитого в ту пору московского толкучего рынка. Как-то один иностранный художник, изумленный разнообразием типов в картинах Маковского, захотел познакомиться с его натурщиками. Показав иностранцу на шумную московскую улицу, Маковский сказал: «Вот мои натурщики».
Маковский никогда не выдумывал сюжеты, а брал их с натуры. Но он всегда выступал против равнодушного бытописательства, неизменно ратовал за «осмысленную правду» и мастерское исполнение. Художник ярко раскрывал характер своих героев, точно и выразительно обрисовывал ту среду, в которой они жили и действовали, от всего сердца защищал или обвинял их.
Уже в 70-х—80-х годах прошлого века Маковский стал наиболее популярным в широких демократических кругах художником-жанристом. Прогрессивная печать в России и за границей приветствовала его картины, как начало нового значительного направления в русском искусстве.
Владимир Егорович Маковский родился в Москве. Отец его был известным художественным деятелем, основателем Московского художественного класса, из которого вскоре возникло Училище живописи и ваяния. Семья Маковских жила интересами искусства. «Искусство — это вторая религия... искусство облагораживает человека, делает его гуманным», — любил говорить Маковский-отец. Он неустанно следил за художественным развитием своих детей. Помимо Владимира живописцами стали двое других его сыновей — Константин и Николай, и дочь Александра.
Свои способности к рисованию Владимир Маковский обнаружил рано. Семилетним мальчиком он нарисовал чиновника и снабдил рисунок надписью — «пианый». В пятнадцать лет Маковский уже написал под руководством отца картину «Мальчик, продающий квас» (1861), в которой сказывается преемственная связь молодого художника с живописью его первого учителя — Тропинина.
Получив хорошую профессиональную подготовку в Московском училище живописи и ваяния (1861—1866), Маковский продолжил свое образование в Академии художеств. В 1869 году за картину «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей», Совет Академии присудил ему золотую медаль и звание классного художника 1-й степени.
Когда Маковский выставил картину «В приемной у доктора» (1870), о нем заговорила вся передовая критика. «Владимир Маковский, — писал В. В. Стасов, — один из тех художников, которые на моих глазах в короткое время сделали большие успехи... Нынешняя его «Приемная у доктора» — я надеюсь, все со мной согласятся — одна из примечательнейших и типичнейших картинок современной русской школы».
Маковский был одним из инициаторов создания Товарищества передвижных художественных выставок. В 1872 году он вступил в члены Товарищества, а через год в члены Правления. До конца жизни художник горячо отстаивал идеи передвижников, сохраняя верность демократическим идеалам.
Внимательно вглядываясь в повседневность, Маковский создавал полотна большого социально-критического содержания. Во второй половине 70-х годов Маковский пишет такие произведения, как «Посещение бедных» («Благотворительница», 1874), «Ожидание у острога» (1875), «Осужденный» (1879).
Картина «Осужденный», которая, по словам Стасова, «глубоко и сильно копнула современную жизнь», завершила ранний период творчества Маковского. 1880-е годы и начало 1890-х годов — период наибольшего расцвета дарования художника. В это время он создает такие замечательные картины, как «Крах банка» (1881), «Свидание» (1883), «На бульваре» (1886—1887), «Не пущу!» (1892).
Маковский часто изображал городских обывателей, мещанство, опустившихся на дно жизни бедняков («Потихоньку от жены», 1872; «Мухолов», 1875; «Толкучка», 1875; «Варят варенье», 1876; «Друзья-приятели», 1878; «Ссора из-за карт». 1889). Над своими произведениями Маковский работал подолгу. Многие переписывал по нескольку раз. Когда однажды ему задали вопрос, как получаются у него картины, если он пишет их без эскизов и этюдов, художник, не задумываясь, сказал: «Отвратительно».
В 1875 году Маковский сделал первый эскиз картины «Вечеринка», а закончил эту картину только в 1897 году. Она изображала нелегальную сходку революционно настроенной демократической интеллигенции. С горячей симпатией передал художник образы русских революционеров.
В середине 1890-х годов Маковский пишет серию картин «На Волге», героем которых является волжский трудовой люд. Потрясает своим драматизмом полотно Маковского «Ходынка». В нем художник передал отчаяние людей, опознающих трупы близких, погибших во время празднования коронации Николая II. Накануне первой русской революции Маковский, выражая свои политические взгляды, пишет картину «Допрос революционерки» (1904), в которой создает мужественный образ борца за свободу. А вскоре появляется его другое полотно, звучащее суровым обвинительным актом царизму, — «9 января 1905 года на Васильевском острове».
Художник широкого творческого диапазона, Маковский работал и в области портрета («И. М. Прянишников», 1883,-«Е. С. Сорокин», 1891; «Гоголевский тип», 1911 и др.).
С 1882 по 1893 год Маковский преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где в числе его учеников были А. Е. Архипов, В. Н. Бакшеев, А. М. Корин, С. В. Малютин. С 1894 по 1918 год он возглавлял мастерскую жанровой живописи Высшего художественного училища при Академии художеств в Петербурге, здесь у него учились Е. М. Чепцов, Ф. А. Модоров и другие.
До конца дней Маковский оставался чутким к большим переменам, происходившим в жизни страны. Незадолго до смерти он исполнил акварелью эскиз «Большевики. Сторожевой пост».
В наше время художественное наследие Маковского, активно боровшегося за правдивое демократическое искусство, пользуется широким признанием народа.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1971 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.