«Географию родного края мы узнали из военных походов... Мы не были зрителями, которые смотрят со своих мест за барьером — мы находились на самой арене... Мы вышли из горнила борьбы другими людьми, художниками нового типа», — пишет о мексиканских монументалистах Давид Альфаро Сикейрос. Современная мексиканская живопись возникла в 1920-х годах в послереволюционной Мексике, в эпоху невиданных в этой стране культурных преобразований. Не хватало хлеба, зато массовыми тиражами издавались классики мировой литературы. В разных штатах Мексики открылось тогда более тысячи сельских школ. Художники, в большинстве своем еще недавние солдаты революции, были объявлены государственными служащими и их жалование приравнивалось к заработку рабочих. Холст им заменили стены домов. Само время им подсказало форму живописи, обращенной к массам не с помощью музеев и выставок, а повседневно и ежечасно — монументальные росписи. С самого начала и по сегодняшний день идеологом мексиканской монументальной живописи и одним из самых ярких ее представителей остается Давид Альфаро Сикейрос. Он родился в столице северного мексиканского штата Чиуауа. Родственники отца не сомневались, что он вырастет настоящим солдатом, как его дед, заслуживший за свою храбрость в борьбе с интервентами прозвище «Семь Лезвий». Родственники матери мечтали увидеть его причастным к искусству как другой его дед — поэт Филипп Сикейрос. Можно сказать, что и те и другие не обманулись в своих ожиданиях. В четырнадцать лёт Сикейрос — один из самых талантливых учеников художественной Академии Сан Карлос в Мехико. В восемнадцать — солдат революционной повстанческой армии. В двадцать пять — один из основателей мексиканской монументальной живописи и почти тогда же — председатель профсоюза шахтеров. Несколько лет спустя — автор росписей, покрывающих общественные здания в Мексике, Аргентине, США, и он же — командующий дивизией в республиканской Испании. С 1940-х годов Сикейрос — крупнейший в мире мастер монументальной живописи, участник международных выставок, а совсем еще не так давно — политический заключенный № 46788 мексиканской тюрьмы Лекумббери.
Пути художника и солдата переплелись в жизни Сикейроса, а его живопись вместила в себя и боевой дух, и поэтический пафос.
Создание стенных росписей в Мексике было овеяно и романтическим стремлением возродить древнюю национальную культуру. Разрушенная испанцами цивилизация индейцев обладала глубокими традициями монументального искусства. Продолжая эти традиции, художники Мексики не только обретали свой национальный язык, но словно сбрасывали со счетов истории время рабства народа и порабощения культуры.
Ранняя роспись Сикейроса относится к самому началу 1920-х годов. Лица изображенных им пролетариев напоминают культовые маски древних ацтеков. Вместо подписи Сикейрос поставил на фреске знак серпа и молота, а под фреску — в глубь стены — замуровал бутылку с именем убитого контрреволюционерами героя.
Одним из первых в современной монументальной живописи Сикейрос обратился к росписям наружных стен зданий — это было в Лос-Анжелосе, во время его вынужденной политической эмиграции. И сама идея экстерьерной росписи и даже состав применяемых им грунтов были в то время новы. Тогда же Сикейрос отказался и от кисти. Из аэрографа — приспособления для окраски машин — прямым попаданием (без подготовительных картонов) он «обстреливал» стены краской. Его упрекнули: «Чувство цвета находится в кончиках пальцев, а между Сикейросом и живописью встал аэрограф». Он ответил: «Да, но и кисть стоит между художником и картиной. Она ведь тоже техническое приспособление». Вскоре Сикейрос впервые применил для монументальной живописи пироксилин — замешанные на полихлорвиниловых смолах краски — быстро высыхающие, с богатой шкалой живописных эффектов. (Теперь этими красками пользуются многие художники-монументалисты). Сикейрос экспериментировал с различными системами световой аппаратуры — эффекты скрещивающихся прожекторов стали прототипом мощной светотени его росписей. В поисках композиционных и световых эффектов Сикейрос широко применял фотокамеру, с помощью которой выверял выразительность пространственных построений и ракурсов. Мастерская художника стала одновременно лабораторией исследователя.
Большое значение для становления живописного метода Сикейроса имела его встреча в 1931 году с Сергеем Эйзенштейном, работавшим в Мексике над фильмом «Да здравствует Мексика!». Творчество Сикейроса ассимилировало подсказанную кинематографом динамику форм.
Поиски активных связей живописи со зрителями — это главное в искусстве Сикейроса. «Зритель не статуя, которая включается в линейную перспективу изображения... он тот, кто движется по всей его поверхности... человек, обозревая роспись, своим движением дополняет творчество художника», — писал Сикейрос. И действительно, лишь в движении зрителя оживают формы его росписи «Новая Демократия». Каждый шаг навстречу ей раскрывает новую пластическую грань мощной аллегорической фигуры Демократии. Каждый шаг зрителя навстречу национальному герою Гуатемоку в росписи «Гуатемок против мифа» словно вызволяет наружу чудовищную энергию пластических форм. Овал стены, расписанный Сикейросом в вестибюле госпиталя Де ля Раса в Мехико, продолжает черное стекло — оно создает постоянно вибрирующее пространство и отражает в себе зрителя на равных началах с изображенными на стене демонстрантами и аллегорической фигурой Революции.
«Земля и свобода», «Портрет буржуазии», «Смерть захватчика», «Аллегория равноправия рас на Кубе», «Новая Демократия», «Реакция и реакционеры», «Человек — хозяин, а не раб техники», «Марш человечества» — уже сами названия работ Сикейроса говорят об острой полемичности его искусства. Классовая позиция художника-борца, коммуниста открыто прокламируется им со стен общественных зданий. Вот почему многие работы Сикейроса уничтожались в годы реакции. В 1920-х годах их сбивали со стен, в 1950-х — на его роспись в здании Национальной ассоциации актеров был наложен арест.
В живописи Сикейроса нет и тени благодушия, остановки, успокоенности. Художник откликается на все, что несет с собой XX век. О чем мечтает Давид Альфаро Сикейрос которому за семьдесят? «А вдруг мне повезет, и меня пригласят разрисовать стены на других планетах!»
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1971 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.