Михаил Осипович Микешин был человеком увлекающимся, обладал живой фантазией. Он жил в эпоху, когда количество сооружаемых памятников сильно выросло по сравнению с прежними временами, но качество их было чрезвычайно невысоко. Эклектическая мешанина приемов часто заменяла самостоятельность творческого мышления. Монументальная скульптура утеряла связь с зодчеством, которое тоже находилось в состоянии глубокого кризиса. Эпоха, естественно, наложила свой отпечаток и на творчество Микешина. Не случайно его наследие так противоречиво оценивалось историками и критиками русского искусства. Противоречивы были его собственные взгляды на форму в искусстве и на общественное предназначение художника. Человек необычайно наблюдательный и живой, он, вместе с тем, разделял предрассудки академической школы. Микешин отдавал дань официозным взглядам и выступал с резкой критикой В. Перова и других художников, выставлявшихся на передвижных выставках; на него «нападал», и часто вполне справедливо, В. Стасов. Но тот же Микешин с восторгом относился к Тарасу Шевченко и дружил с А. Н. Островским.
Памятники, исполненные по проектам и эскизам Микешина, находятся во многих городах. В Николаеве был установлен памятник адмиралу Грейгу, в Ташкенте — русским воинам, павшим при штурме Ташкента в 1865 году; у деревни Лесной — памятник Петру I в честь первой победы русских войск над шведами...
Микешин с энтузиазмом откликался на приглашения участвовать в самых различных конкурсах. Сохранились его неосуществленные проекты памятников Адаму Мицкевичу для Варшавы, Жанне д'Арк для Франции, президенту Линкольну для Вашингтона и даже эскиз монумента в честь португальской конституции в Лиссабоне. Среди них есть и слабые, надуманные холодные, непластичные проекты. Это давало повод считать художника чуть ли не самым типичным выразителем официозного духа, а один известный критик назвал его «велеречивым дилетантом».
Однако лучше памятники Микешина вовсе не дают оснований для такой оценки, его наследия. По мнению крупного историка скульптуры Б. Терновца, творчество Микешина явилось шагом вперед после застоя, в котором пребывала русская скульптура в 1860-е годы.
Сын крестьянина Рославльского уезда Смоленской губернии, Микешин первые представления об искусстве получил у местного иконописца. В 1858 году Микешин окончил Академию художеств в Петербурге, но не как скульптор, а как живописец-баталист. В 1855 году за полотно, изображавшее эпизод из Крымской войны — «Дело при Башкады Кларе», он получил в Академии вторую золотую медаль. Картина «Падение литовской крепости Пиллоны» утвердила его репутацию в академических кругах, а за умело скомпонованную, не лишенную живости, но в сущности ложно театральную композицию «Граф Тилли при Магдебурге» его удостоили уже первой золотой медали и звания классного художника. Казалось, что творческий путь живописца предрешен, но в 1859 году он принял участие в конкурсе на памятник 1000-летию России и неожиданно для многих победил, хотя на конкурс было подано более 50 проектов, исполненных в основном скульпторами-профессионалами. Памятник по проекту Микешина был установлен в 1862 году в Новгороде. Общий контур со скульптурными фигурами решен в виде колокола, некогда созывавшего новгородцев на вече. Зритель, обходя памятник вокруг, как бы читал книгу по истории русского народа с древних времен до современности. Микешин в круглой скульптуре и горельефном поясе вокруг постамента изобразил крупнейших исторических, общественных и художественных деятелей России. Интересно, что в эту галерею скульптор хотел включить и великого украинского кобзаря Т. Шевченко, но Александр II решительно воспротивился этому.
Разрушенный в годы Великой Отечественной войны фашистскими захватчиками монумент был позже восстановлен на своем прежнем месте перед Софийским собором в Новгородском кремле.
Победил Микешин и в объявленном в 1860 году конкурсе на памятник Екатерине II, который был открыт лишь в 1872 году перед зданием Александрийского театра в Петербурге. Скульптор вновь избрал полюбившуюся ему колоколообразную композицию. Интересно, что памятник Екатерине он решает как памятник эпохе вообще, у пьедестала размещая фигуры виднейших деятелей екатерининского времени. Среди них Суворов и Державин. При всем том, что скульптура слишком громоздка, плохо согласована с окружающей архитектурой, нельзя не отметить выразительности и живости отдельных портретов.
В 1870 году Микешин делает первый эскиз памятника Богдану Хмельницкому в Киеве — безусловно, лучшего из всех его работ в монументальной скульптуре (установлен в 1888 г.). Утверждавший единство интересов Украины и России, памятник Богдану Хмельницкому был сооружен на народные пожертвования.
Все монументы Микешина в материале осуществляли опытные профессионалы, такие скульпторы, как автор памятника А. С. Пушкину в Москве А. Опекушин, М. Чижов и другие.
Кроме живописи и ваяния, Микешин занимался и книжной графикой. Здесь самым значительным его произведением являются иллюстрации к «Вию» Гоголя.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1971 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.