Приехав из Житомира в Киев, пятнадцатилетний гимназист Леонид Хижинский попал на выставку «Мира искусства» и пленился мастерством К. Петрова-Водкина, А. Яковлева, Н. Сапунова, Н. Рериха, М. Добужинского. С тех пор он почувствовал непреодолимое тяготение к искусству, и это привело юношу в Киевское художественное училище. На самостоятельный творческий путь Хижинский вышел в годы гражданской войны, работая в секции искусства Политуправления Киевского военного округа. Он выполнял эскизы для украшения массовых празднеств, оформлял различного рода стенды и транспаранты, писал лозунги. В 1922 году Политуправление командировало его на учебу в Петроград, Здесь Хижинский стал учиться на графическом факультете Академии художеств под руководством В. М. Конашевича и Д. И. Митрохина. Молодого художника влекла к себе книга, и он начал работать в издательствах, создавал обложки, декоративное оформление книги, орнамент, шрифты. Излюбленной техникой его стала ксилография, то есть гравюра на дереве.
Первоначально Хижинский находился под влиянием мастеров книги, принадлежавших к объединению «Мир искусства». Это особенно сказалось в исполненных им в 1925—1927 годах обложках серии книг Государственного Эрмитажа. Однако вскоре он стал искать новые выразительные возможности. Хижинский заинтересовался московской гравюрной школой — работами В. Фаворского, А. Кравченко, стал внимательно изучать русскую гравюру XVII—XVIII веков, русский и украинский лубок, немецкую средневековую гравюру.
Если 1920-е годы были для Хижинского периодом учебы, временем накопления профессиональных знаний и навыков, то в последующие годы он предстает перед нами как крупнейший мастер советской графики. Им уже выполнены такие интересные работы, как иллюстрации к книге О. Э. Озаровской «Пятиречие» (1930) и к повести А. Виноградова «Потерянная перчатка» (1930), оформление сборника «Русские народные сказки» (1930), «Энеиды» Виргилия (1932) и др.
Творческие удачи идут одна за другой. Его иллюстрации и оформление книги О. Форш «Одеты камнем», представленные в Париже на Международной выставке 1937 года, были отмечены серебряной медалью. Среди иллюстраций к этой книге наиболее удачен лист, на котором изображен часовой, охраняющий знаменитый мрачный «Алексеевский равелин» Петропавловской крепости, где томились особо опасные для самодержавия узники.
В гравюрах, представляющих собой серию архитектурных пейзажей, которые художник исполнил для книги «Новеллы» Г. Келлера (1934), удачно передана эмоциональная атмосфера, образный строй литературного произведения.
В 1930-х годах Хижинский выполняет цикл гравюр для альбома «Пушкинские места» (1935). Как бы продолжением его является серия гравюр — «Лермонтовские места» (1938—1939). Великую Отечественную войну художник проводит в осажденном Ленинграде. После окончания войны появляется его сюита «Пригороды Ленинграда, разрушенные фашистами» (1944—1949), а вслед за ней новая серия «Пушкинские места» (1948—1949), изображающая пейзажи Ленинграда, связанные с именем Пушкина.
Если в некоторых из этих работ можно заметить сухость техники, склонность к детализации, то в последующий период художественный язык Хижинского снова обретает динамику и особенную теплоту. Среди множества иллюстраций и обложек, выполненных художником, обращают на себя внимание иллюстрации к комедиям Карло Гольдони (1959) и к «Хронике времен Карла IX» П. Мериме (1960—1961). Большой графической культурой отличаются обложки к книге А. Гитовича «Звезда над рекой» (1961) и к «Русским сатирическим повестям XVI—XVII вв.» (1964).
Искусным мастерством отмечены экслибрисы, исполненные Хижинским в 1920-х — первой половине 1930-х годов. Это маленькие гравюрки, которыми обладатели личных библиотек могут отметить принадлежащие им книги.
Мастер деревянной гравюры и хороший рисовальщик, Леонид Семенович Хижинский внес немалую лепту в развитие искусства советской графики. Этого неутомимого в своих творческих поисках художника по праву можно назвать заслуженным ветераном книжной графики.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1971 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.