Крупнейший советский мастер акварели Артур Владимирович Фонвизин родился в Риге, в семье лесничего. В 1901 году он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1904 году Фонвизин был исключен из Училища, поехал продолжать образование в Мюнхен, и учился там, в течение двух лет.
С 1907 года работы молодого художника систематически появляются на выставках различных объединений («Голубая роза», «Золотое руно», «Бубновый валет», «Мир искусства»).
Великая Октябрьская революция застала Фонвизина в Тамбове. С 1918 года он преподавал в Тамбовской студии Пролеткульта, а в 1923 — в Нижегородском художественном техникуме. Помимо этого он делал панно, оформляя революционные празднества. В эти годы он работал, в основном, над пейзажем, был участником общества «Маковец».
С 1927 года Фонвизин живет в Москве. Примерно тогда окончательно определился круг его тем и интересов. А в 1929— 1930 годах он впервые обратился к технике акварели, в которой и работает до сих пор.
После поездки в творческую командировку в Керчь была создана серия «Керченский металлургический завод» (1930), а в 1935 году, посетив заповедник Аскания-Нова, художник выполнил ряд акварелей, в том числе «Антилопа-гну». Тогда же написана картина «Проводы частей Красной Армии, уходящих на фронт».
Примерно с начала 1930-х годов Фонвизин работает над портретами и акварелями, посвященными цирку. Параллельно художник занимается иллюстрированием книг, сотрудничает в издательстве «Academia». В 1935 году с его иллюстрациями вышли «Немецкие романтические повести».
К тридцатилетию творческой деятельности А. В. Фонвизина в 1936 году в помещении Государственного музея изобразительных искусств была устроена персональная выставка произведений художника.
В эти и последующие годы Фонвизин пишет большую серию портретов актрис — «Семенова с зеркалом» (1935), два портрета Зеркаловой (1940), портреты Бабановой в спектаклях «Собака на сене» и «Доходное место» — оба 1940 года, Половиковой, Глизер и многих других.
Во время войны Фонвизин жил в Караганде и смог вернуться в Москву только в конце 1943 года. В течение двух лет (1942—1944) он работал над серией акварелей «Караганда», удивительно выразительных, концентрированных по эмоциональному напряжению. В 1944 году был создан цикл портретов актеров Театра драмы (ныне театр им. Маяковского).
Во второй половине 1940-х годов Фонвизин занимается иллюстрированием «Руслана и Людмилы» Пушкина, сказок Жуковского. В начале 1950-х годов начинается новый подъем творчества Фонвизина, он работает много и напряженно, создает новую серию портретов актрис (1956—1957), серии «Цирк», «Песни и романсы», циклы пейзажей и натюрмортов.
В 1956 году в Доме литераторов состоялась выставка акварелей художника, а в мае 1958 года в Московском Союзе художников — выставка к семидесятилетию и пятидесятилетию творческой деятельности.
Фонвизин — подлинный мастер акварельной живописи, безукоризненно владеющий ею, умеющий извлекать из нее максимум выразительности. Его портреты привлекают поэтической одухотворенностью, тонкостью, изысканностью и трепетом жизни. Нежность и прозрачность акварельной техники, кажется, передают дыхание. Особенно известны женские портреты Фонвизина, но надо сказать, что не столь популярные портреты В. Татлина (1932), С. Михоэлса (1935), архитектора Л. Руднева (1947) не менее характерны. Очень хороши портреты детей, выходящие из-под кисти художника — портреты сына и «Материнство» (1936) — портрет жены с сыном. К более позднему времени относятся портрет мальчика Шункова (50-е годы) и «Девочка» (мышка) (1951).
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1967 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.