Известный советский живописец, действительный член Академии художеств СССР Георгий Константинович Савицкий родился в Петербурге, в семье русского художника-передвижника К. А. Савицкого. Отец, естественно, и стал его первым учителем рисования. В 1897 году семья переехала в Пензу, где К. А. Савицкий возглавил местное художественное училище. Здесь получил основы профессионального образования и его сын. Особенно увлекали мальчика занятия композицией, он прекрасно рисовал по памяти, компоновал целые сцены, что обещало в будущем мастера многофигурных тематических картин. В 1908 году юноша был рекомендован в Петербургскую Академию художеств и поступил в класс Вл. Маковского. В студенческие годы Савицкий увлекался этичностью и выбрал темой для дипломной работы «Смерть Приама (Последний день Трои)». Успешно окончив в 1915 году Академию художеств, он получил звание художника и право на заграничную поездку, но последней помешала империалистическая война.
Революционные события выводят молодого художника из замкнутого круга античных образов и романтических фантазий, но советская тематика, тем не менее, не сразу вошла в его живопись.
Известны картины Савицкого «1919 год», «Лошади на свалке». К 1918—1923 годам относятся многочисленные анималистические работы, но в то же время он пишет «Раненую амазонку Камиллу» (1922), создает «Испанский цикл» («Бой быков», «Испанка с собакой») с явным привкусом экзотики.
В 1924 году Савицкий переезжает в Москву и вступает в АХРР. Здесь-то и совершился переход к историко-революционной тематике, с которой связаны наиболее известные картины Савицкого — «Первые дни Октября» (1929), «Стихийная демобилизация старой армии в 1918 году» (1928), «Поход Таманской армии. 1918 год» (1933). В них художник поднимается до широкого обобщения исторических событий, не теряя при этом убедительной достоверности. Он взволнованно и увлеченно работает над образами своих героев — людей из народа, «революцией мобилизованных и призванных».
Интересны работы Савицкого, посвященные Красной Армии («Переход через Сиваш», 1935; «На маневрах», 1938; «Возвращение Красной Армии в Ленинград с финского фронта», 1940). Особенно удавались ему батальные сцены с изображением конницы. В панно-триптихе «Бега», «Красная конница» и «Скачки» художник показал себя превосходным анималистом, знающим и любящим свою натуру.
В 1937 году страна отмечала пушкинский юбилей. Савицкий пишет картины: «Перед дуэлью», «Встреча Пушкина с Дантесом», «Пушкин на берегу Невы» и несколько позже «Пушкин в Михайловском» (1941—1944). Он неоднократно иллюстрировал книги классиков русской литературы.
Еще в 1918 году Савицкий принял руководство декоративной мастерской Петроградского военного округа и горячо взялся за праздничные оформления, панно. В годы Великой Отечественной войны он выступает как плакатист, делает первые «Окна ТАСС». За агитационно-пропагандистское искусство ему была присуждена Государственная премия. Художником созданы и живописные полотна на темы Великой Отечественной войны («Народные мстители», 1942; «Переправа через Волгу у Сталинграда», 1943). Последними его картинами были «Волгари» и «Прощай, друг!».
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1967 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.