Народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР Всеволод Всеволодович Лишев был одним из виднейших советских скульпторов и педагогов. Классически ясные образы его произведений свидетельствуют как о глубоком освоении традиций, так и о собственном зорком и уверенном постижении целостной гармонии мира.
Лишев родился в Петербурге. Отец его — военный инженер — на досуге любительски занимался рисованием и лепкой. И для сына родителями была избрана военная стезя. Мальчика отдали в Кадетский корпус, затеи он окончил Павловское военное училище, и вскоре в Кронштадт прибыл для прохождения службы еще один младший артиллерийский офицер. Однако тяга к искусству, дававшая себя знать еще в раннем детстве, не отпускала молодого человека. После некоторой подготовки в частных студиях он в 1906 году поступает в Петербургскую Академию художеств. Учителями его становятся скульпторы Г. Р. Залеман и В. А. Беклемишев.
Самостоятельную творческую деятельность Лишев начал, еще, будучи студентом Академии. Он успешно участвовал во всероссийских и международных конкурсах на проекты памятников. Бюст-памятник герою Порт-Артура Р. И. Кондратенко (1910), надгробие писательнице М. В. Крестовской (1911), наконец, установленный в 1914 году памятник Петру Первому — таковы ранние произведения скульптора. Дипломная работа Лишева «Наши предки» (1913) была удостоена высшей оценки, но заграничной командировке помешала начавшаяся империалистическая война.
Из произведений Лишева предреволюционных лет выделяются бюсты М. П. Мусоргского и С. С. Семенова-Тян-Шанского и, особенно, поясной портрет В. А. Беклемишева, к переводу которого в мрамор скульптор обратился уже в 1954 году.
Революция и участие в плане «монументальной пропаганды» обогатили творчество Лишева. Он выполняет бюсты-памятники Карлу Марксу (1918), Шарлю Делеклюзу (1918) и Н. А. Некрасову (1921). В эти же годы скульптор начинает преподавать в Свободных художественных мастерских, как назывались тогда преобразованные классы Академии художеств.
Ко второй половине 20-х и к 30-м годам относится много камерных портретных работ Лишева, пластически уравновешенных, тонко раскрывающих психологическую сущность моделей (портрет скрипача-любителя А. П. Ханжонкова, 1926; Портреты К. А. Лишевой). Особенно удавались скульптору портретные статуэтки («А. С. Пушкин», «Народный артист Гардин», «Девочка-беспризорница»).
Но в центре внимания Лишева постепенно оказывается монументальная пластика. Он создает композицию «Октябрь» (1935), интересно разрешая в скульптуре агитационно-плакатную задачу; работает над декоративно-монументальными статуями, установленными на здании Библиотеки им. В. И. Ленина в Москве (1937); для выставки «Индустрия социализма», выполняет пятифигурную группу «Индустрия и оборона» (1938) и, наконец, получив первую премию конкурса на проект памятника Н. Г. Чернышевскому, приступает к его осуществлению.
Памятник Н. Г. Чернышевскому — этапная, удостоенная Государственной премии, монументальная работа Лишева. Здесь скульптор достиг сочетания совершенной формы с содержанием, исполненным высокого гуманизма. Отливка памятника была завершена к 1941 году, но потом он пролежал пять лет зарытым в землю и только в 1947 году был воздвигнут, наконец, в ленинградском парке Победы.
Лишев разделил судьбу родного города в годы войны. В исключительно тяжелых условиях блокады старый скульптор создал 30 статуэток-эскизов, объединенных названием «Защитники Ленинграда», — образное свидетельство героизма своего народа. Этим очень обобщенно вылепленным миниатюрным фигуркам рука большого мастера, едва наметив детали одежды и черты лиц, придала такую выразительность поз и движений, что можно подолгу размышлять перед ними о характерах, особенностях поведения персонажей.
«Портрет партизана», «Девочка-беженка», известная скульптурная группа «Мать» довершают деятельность Лишева в военные годы. А памятники И. П. Павлову (1949), А. С. Грибоедову (1950), К. Д. Ушинскому (1952), Д. И. Менделееву (1952) говорят о том, что долго еще не ослабевала воля к жизни и творчеству одного из старейших советских ваятелей.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1967 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.