Заслуженный деятель искусств РСФСР Иосиф Аронович Шпинель родился в Белой Церкви бывшей Киевской губернии. С 1910 по 1914 год учился в Киевском художественном училище на отделении архитектуры.
В качестве художника Шпинель начал работать уже после революции. Будучи на военной службе, он оформил в Черкассах для театра им. Франко несколько спектаклей, среди них «Гайдамаки» Т. Шевченко.
В 1921 году, демобилизовавшись, будущий художник отправился в Москву и поступил во Вхутемас на архитектурный факультет, а через полгода перешел на графический. Там он занимался офортом у И. И. Нивинского и литографией у В. Д. Фалилеева, но основным для него была гравюра на дереве, которую он изучал под руководством В. А. Фаворского. Уже во время учения Шпинель довольно много работал в гравюре — эстамп «Тысяча девятьсот пятый год», выполненный совместно с Аксельродом; заставка, концовка и обложка книги А. Эфроса «Господин Вержере у Старицына», 1926; портрет А. Эфроса и другие.
В качестве дипломной работы были сделаны иллюстрации к книге Беэыменского «Шахматы». Основным для себя художник в то время считал именно ксилографию. Однако через год, в 1927 году, он, получив приглашение от Одесской киностудии, уехал туда, связав с тех пор свою жизнь с искусством кинематографии. Сейчас широкий зритель знает И. А. Шпинеля прежде всего как художника кино, достигшего в этой области незаурядных успехов, участвовавшего в создании большого количества кинокартин.
Одесский период был для Шпинеля очень плодотворным: именно тогда созданы фильмы, которые до сегодняшнего дня являются эпохальными в советском кинематографе. Таков «Арсенал» А. Довженко (1929). Тогда же появились кинокартины «Сквозь слезы» по Шолом-Алейхему (1927), «Ночной извозчик» (1929), «Человек из местечка» (1930). В Одессе и Киеве Шпинель оформляет также несколько драматических спектаклей.
Шпинель был одним из первых художников, принесших в кино настоящее мастерство и культуру изобразительного искусства, поэтому значение его работы в кинематографе трудно переоценить. Он работал с крупнейшими режиссерами, чья деятельность вывела советское киноискусство в 20-х и 30-х годах в передовые ряды мирового кинематографа. Это уже упоминавшийся А. Довженко, С. Эйзенштейн, М. Ромм. Шпинель принимал участие в создании фильмов «Петербургская ночь» (1932), «Пышка» (1933), «Зори Парижа» (1933—1934), «Семья Оппенгейм» (1934), «Гаврош» (1934), «Александр Невский» (1938), «Первопечатник Федоров» (1941), «Машенька» (1941). В годы Великой Отечественной войны были сделаны I серия «Ивана Грозного» (1943—1944) и ряд других фильмов.
Наряду с работой на киностудии Шпинель продолжал педагогическую деятельность во Всесоюзном институте кинематографии, где преподает и по сей день.
К военным годам относится начало работы художника в области живописного портрета. Надо сказать, что, тонко чувствуя цвет, по-своему понимая пластику формы, Шпинель добивается обычно точной характеристики состояния человека. Он пишет портреты людей, чем-то заинтересовавших его, решает в них задачи живописной и пластической выразительности.
В послевоенные годы продолжается интенсивная работа Шпинеля в кинематографе. В 1950 году он участвует в создании картины «Заговор обреченных», за что удостаивается Государственной премии. «Иван Грозный» (вторая серия, 1945), «Великий воин Албании Скандербек» (1953), «Вольница» (1955), трилогия А. Толстого — «Сестры», «1918 год» и «Хмурое утро» (1958—1959), «Суд сумасшедших» (1961), «Аппассионата» (1963), «Год как жизнь» (1966) — таков далеко не полный перечень фильмов И. А. Шпинеля за последние годы.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1967 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.