Федор Степанович Рокотов — замечательный мастер русского портрета второй половины XVIII столетия. Портреты его кисти отличаются большой поэтичностью и лиризмом, которые до этого времени не были свойственны русской портретной живописи.
О жизни Рокотова имеются чрезвычайно скудные сведения. Он происходил из семьи крепостных крестьян. Точные данные о его ученичестве до сих Пор не установлены. Первые упоминания о Рокотове относятся ко второй половине 50-х годов XVIII столетия, точнее к 1757 году. Биографы художника считают, что именно в это время, когда им был исполнен «Портрет неизвестного в гвардейском мундире», Рокотов переехал в Петербург. Живя в Петербурге, молодой живописец изучает произведения русских и западноевропейских мастеров. Ему покровительствует возглавивший Академию художеств, знатный елизаветинский вельможа И. И. Шувалов. К этому времени относится картина Рокотова «Кабинет И. И. Шувалова» — едва ли не первый русский интерьер XVIII века. Картина не сохранилась и известна по копии крепостного художника А. Зяблова, написанной в 1779 году.
В 1760 году Рокотова принимают учеником в Петербургскую Академию художеств, где он делает быстрые успехи. Уже в 1762 году он становится адъюнктом, а в 1765 — академиком.
Во время пребывания в Академии Рокотов «имел смотрение над классом и над учениками», а также выполнял ряд официальных портретов. Обладая чрезвычайной работоспособностью, он имел очень много заказов и с каждым годом приобретал все большую и большую известность.
В 1762—1763 годах Рокотов пишет парадные портреты Петра Ш, Г. Г. Орлова, Екатерины II. Они явились первыми в русском искусстве композиционно сложными парадными изображениями, написанными на высоком профессиональном уровне.
После 1765 года Рокотов оставил Академию и поселился в Москве. Здесь, где над художником не тяготели официальные заказы, он нашел благодатную почву для своих стремлений к созданию интимного портрета.
Рокотов явился продолжателем А. П. Антропова. Но его работы резко отличались от работ Антропова своей жизненной непосредственностью и ясно свидетельствовали о наступлении нового периода в развитии русского искусства, нового этапа в представлениях о человеческой личности.
К ранним рокотовским работам московского периода относится портрет В. И. Майкова. Внешне он предельно прост. Его живописные приемы смелы, полны энергии. Художник всецело сосредоточивает внимание на жизнелюбивом, энергичном и насмешливом лице Майкова, изображая его со всей полнотой реалистической убедительности.
Стремление Рокотова к полнокровной материальности образа, его углубленной характеристике, к богатой разработке колорита находит яркое выражение в портретах «Неизвестной» из семьи Воронцовых и «Неизвестного в треуголке». Внутренней динамикой, тонкой наблюденностью душевного мира изображаемых отличаются исполненные Рокотовым портреты пожилых людей — строгой, благородной Квашниной-Самариной (70-е гг.), русского посла в Константинополе А. М. Обрескова (1777).
В портретах 70-х и особенно 80-х годов Рокотов достигает подлинно вдохновенно-поэтической характеристики, для чего использует изощренные композиционно-ритмические живописные средства, нежную, легкую серебристую тональность. Художник придает своим персонажам выражение какой-то особенной «затаенности» чувств. Таковы лишенный всяких элементов парадности портрет В. Е. Новосильцевой (1780); отличающийся особенной красотой колорита портрет Е. В. Санти (1785); полный женственности и внутреннего благородства портрет В. Н. Суровцевой и др. Еще на исходе 1770-х годов Рокотов стал использовать для своих портретов трудную овальную форму. Первыми рокотовскими овалами были портреты А. П. Сумарокова, Д. И. Уваровой, Екатерины II, Е. Н. Орловой (1779). В дальнейшем овальная форма портрета становится у художника излюбленной.
В течение нескольких десятилетий Рокотов шел в авангарде русского портретного искусства. Влияние его на современных ему художников было очень велико. Об этом свидетельствуют бесчисленные портреты «круга» Рокотова. Из учеников Рокотова известны — А. Зяблов, П. и И. Андреевы.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1967 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.