«Ломоносов русской живописи» — так называли Антона Павловича Лосенко его последователи.
Творчество Лосенко — важная страница в истории нашей отечественной культуры XVIII столетия. Его заслуги в самых разнообразных областях изобразительного искусства трудно переоценить. Он был первым крупным русским историческим живописцем, блестящим рисовальщиком и портретистом, основателем русской художественной педагогики и воспитателем плеяды замечательных мастеров кисти.
Лосенко родился в городе Глухове бывшей Черниговской губернии, в купеческой семье. Рано лишившись родителей, он некоторое время воспитывался в семье тетки, испытывая все тяготы сиротской жизни. Мальчик обладал незаурядными музыкальными способностями. Когда ему шел седьмой год, с согласия родственников его завербовали в далекий Петербург, в царский хор. В 1753 году Лосенко «за спадение голоса» был отчислен из певчих и, как проявивший особенный интерес к изобразительному искусству, отдан в обучение к И. П. Аргунову, одному из самых известных портретистов того времени. Через пять лет его перевели от Аргунова в новоучрежденную Академию художеств, а позднее отправили для усовершенствования за границу. В 1760—1762 годах Лосенко работал в Париже под руководством художника Ж. Рету. Пробыв один год в России, в 1763 году он снова едет в Париж и поступает в мастерскую Ж. М. Вьена, крупнейшего представителя искусства раннего классицизма Франции. Французская Академия высоко оценивает талант русского художника, удостоив его работы, написанные за время пребывания в Париже, тремя серебряными медалями. С конца 1765 года Лосенко живет в Риме. Здесь он рисует с антиков, копирует лучшие образцы итальянского искусства, создает самостоятельные композиции. Ранние произведения Лосенко («Чудесный улов рыбы», 1762; «Андрей Первозванный», 1764; «Жертвоприношение Авраама», 1765; «Зевс и Фетида», 1769; «Каин» и «Авель», оба 1768 г.) свидетельствуют о зрелом мастерстве художника, сумевшего в период своей работы за границей изучить лучшее, что было создано искусством Запада.
В 1769 году Лосенко вернулся в Петербург и вскоре за композицию «Владимир перед Рогнедой» — первое большое полотно исторического жанра в русском искусстве — получил звание академика и адъюнкт-профессора. Большое значение для развития русской исторической живописи эпохи классицизма имела и вторая композиция Лосенко — «Прощание Гектора с Андромахой» (1773), которую художнику не удалось закончить. Обе эти картины, содержащие характерные для общественно-этических взглядов русских просветителей идеи патриотизма и гуманизма, были восторженно встречены передовыми людьми того времени. Углубленный интерес к конкретному живому человеку, к передаче его духовного содержания составил основную отличительную черту Лосенко-портретиста. В созданных Лосенко портретах деятелей русской культуры (И. И. Шувалова, А. П. Сумарокова, Я. Шуйского, 1760; Ф. Г. Волкова, 1763 и др.) особенно ярко проявились национальные тенденции творчества художника.
Уже при жизни Лосенко снискал славу одного из лучших европейских рисовальщиков. Он явился создателем русской школы рисунка, достигшей блестящего расцвета в первой половине XIX века. По составленному им «Изъяснению краткой пропорции человека» учились многие поколения русских художников.
В 1772 году Лосенко стал директором Академии художеств. Возглавив Академию, он сразу столкнулся с интригами, бездушием, с унизительной зависимостью от придворных кругов. Хорошо знавший его скульптор Фальконе, создатель знаменитого «Медного всадника», взывал к Екатерине II: «Лосенко не в состоянии коснуться кисти. Его погубят, несомненно. Он первый художник нации, к этому остаются, нечувствительны, им жертвуют...» Екатерина лицемерно обещала свою помощь, но Лосенко не дождался ее... Измученный духовно и физически, на тридцать шестом году жизни художник скончался.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1967 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.