Становление и развитие искусства советской театральной декорации тесно связано с творчеством Ниссона Абрамовича Шифрина. Как художник он целиком принадлежит послеоктябрьской эпохе, его искусство формировалось в процессе живой практики советского театра, искавшего свои пути.
Уроженец Киева, Шифрин в юности, следуя своим художественным склонностям, стал посещать школу Мурашко, затем студию А. Экстер и Украинскую Академию художеств.
Период становления Советской власти на Украине, гражданская война — от всего этого не мог и не хотел отвлечься молодой художник. Он оформляет концерты и праздники, а в 1920 году отправляется с агитпоездом на польский фронт.
В 1922. году Шифрин переезжает в Москву. Он еще не почувствовал себя до конца художником театра, хотя первая профессиональная постановка Шифрина относится к 1919 году («Зеленый остров» в Киевском театре музыкальной комедии). Художник оформляет книги, пишет панно и станковые картины, экспонировавшиеся на выставках ОСТа, делает иллюстрации, работает в издательстве, преподает. Но все это время он не теряет связи с театром. Наиболее интересные постановки Шифрина тех лет — «Черный яр» А. Афиногенова в Государственном педагогическом театре, 1928; «Улица радости» Н. Зархи в Театре рабочих ребят, 1932; «Страх» А. Афиногенова во МХАТе, 1931; «Сорочинская ярмарка» в Музыкальном театре им. Немировича-Данченко, 1931.
В середине 30-х годов интерес Шифрина к театру побеждает. Оформление спектакля «Гибель эскадры» А. Корнейчука в Центральном театре Красной Армии (1934) — значительный этап в его работе на театре. С 1935 года Шифрин связывает свою творческую судьбу с этой сценой, будучи главным художником ЦТКА (впоследствии Центрального театра Советской Армии). Здесь он сформировался как художник героического спектакля. Эта особенность творческой индивидуальности Шифрина с наибольшей полнотой проявилась в театральных работах эпохи Великой Отечественной войны («Сталинградцы» Ю. Чепурина, 1944), а в послевоенные годы — в ряде спектаклей исторического репертуара, перекликавшихся своей патетической приподнятостью с эмоциональной атмосферой времени.
В тесном контакте с постановщиком Шифрин создал тогда запоминающиеся монументально-героические образы («Полководец» К. Тренева, 1945; «Флаг адмирала» А. Штейна, 1950).
К выдающимся достижениям советского театрально-декорационного искусства можно причислить созданное Шифриным оформление спектаклей шекспировского репертуара («Укрощение строптивой», 1937; «Сон в летнюю ночь», 1941), а также оформление балета С. Василенко «Мирандолина» в Большом театре (1948).
В 1946 году Шифрину было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Его работа над оформлением спектаклей «Московский характер» А. Софронова в Малом театре и «Флаг адмирала» А. Штейна в ЦТСА была отмечена присуждением Государственных премий.
Новаторским этапом в истории советского театра явились декорации Шифрина к «Поднятой целине» М. Шолохова, поставленной Центральным театром Советской Армии к сорокалетию Октября. Здесь по-новому, глубоко и сильно, раскрылись характерные черты таланта художника, особенности его композиционного мышления, его образной системы. События истории, жившие еще в памяти старших современников, как частица их собственной биографии, были претворены Шифриным со всей страстностью очевидца. Поэтическое иносказание, заложенное в заглавии романа «Поднятая целина», впрямую конкретизировалось в пейзажных декорациях донского хутора, полных эпической величавости. Оно проходило лейтмотивом и в тех сценах, где раскрывается переплетение человеческих судеб, связанное с борьбой народа за коренное изменение уклада его жизни.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1967 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.