Крупнейшего советского баталиста Митрофана Борисовича Грекова современники с полным правом называли художником-гражданином, певцом Первой Конной, летописцем гражданской войны.
Родился Греков на Дону. Отец его был казачьим офицером мать — простой крестьянкой. Несомненные способности мальчика побудили родителей отдать его в Одесское художественное училище. Здесь его учителем стал известный художник-педагог К. К. Костанди. В 1903 году по рекомендации училища Грекова зачисляют в Петербургскую Академию художеств. Он учится у И. Е. Репина и Ф. А. Рубо — известного мастера батальной живописи. В 1911 году Греков закончил Академию и был призван на действительную военную службу. Во время империалистической войны он попадает «нижним чином» на германский фронт, а в 1916 году демобилизуется из армии по болезни.
Революция застала Грекова в Новочеркасске — в то время настоящем белоказачьем гнезде. Город несколько раз переходил из рук в руки, и художник оказался свидетелем ожесточенных схваток. В небольших картинах он запечатлевает боевые эпизоды, сцены бесславного похода и отступления «добровольческой армии» («Отступают», 1919; «Корниловцы на привале», 1919; «Отверженные», 1922), взятие красноармейскими частями казачьей столицы («Вступление полка им. Володарского в Новочеркасск», 1920). Эти картины явились первыми художественными документами эпохи гражданской войны, определив для Грекова и на будущее основную тематику его творчества.
В 1920 году художник начинает организовывать кружки изобразительных искусств в кавалерийских частях Красной Армии. Одно за другим на выставках появляются его произведения— «В отряд к Буденному» (1923), «Ночная разведка» (1924), «Красное знамя в Сальских степях» (1924) и, наконец, знаменитая «Тачанка. Пулеметам продвинуться вперед» (1925). Надо было так знать армию, конницу, как знал связанный с ними всей жизнью Греков, надо было, видимо, с детства насытить глаз простором этих степей с рыжей стерней и пыльным далеким маревом, чтобы так проникновенно и романтически передать щемящее чувство надежды и тревоги, охватившее одинокого всадника, чуткую, стеклянную тишину зимней ночи, рассветный холодок перед боем, лихую удаль красных пулеметчиков. А как надо было знать людей, этих разношерстно одетых, с загрубевшими лицами, бойцов революционных армий, чтобы с таким подъемом, с таким огнем в душе воспеть их подвиг.
Греков вступает в АХРР, возглавляет новочеркасский филиал объединения молодежи ассоциации. Он пишет и представляет на столичные выставки большие батальные картины: «Взятие Новочеркасска» (1925), «Отряд Буденного в 1918 году» (1926), «Бой за Ростов у села Генеральский мост» (1927), «Кавалерийская атака» (1927). Для сбора материалов, а Греков был очень щепетилен в исторической достоверности, приходилось выезжать на места боев, беседовать с очевидцами, копаться в архивах. Даже обладая грековским композиционным даром — несравненным умением рисовать «от себя» и по памяти,— нельзя было при создании огромных многофигурных полотен обойтись без натуры, без сменяющих друг друга эскизов и вариантов. Неустанный вдохновенный труд сопутствовал успеху художника.
Стремление к монументализации композиций, к широкому охвату событий, естественно, привело Грекова к панорамной живописи. Еще в юношеские годы он помогал своему учителю Ф. А. Рубо в работе над панорамами, теперь его захватывает мечта о возрождении этого искусства. В 1929 году Греков создает диораму «Взятие Ростова», некоторые из его новых картин напоминают эскизы к панорамам («Чертов мост», 1931), другие непосредственно являются частями будущих диорам («Разоружение деникинцев», 1933).
Новый этап творческого совершенствования художника знаменуют собой такие произведения, как «Тачанка. Выезд на позиции» (1933), «Пленный» (1933), «Отряд Буденного в пешем строю отбивает атаку противника» (1934) и, наконец, прославленные «Трубачи Первой Конной Армии» и «На Кубань» (обе—1934 г.). По этим последним работам можно судить о возросшем колористическом мастерстве Грекова. Снимается некоторая монохромность охристо-серой гаммы ранних его картин. Краски приобретают звучность, богатство оттенков, сложную игру переходов. Эти картины, размноженные в миллионах репродукций, становятся необычайно популярными в народе.
В 1934 году Греков, окрыленный успехом, полный новых творческих замыслов выезжает в Севастополь для работы над панорамой «Штурм Перекопа». Но внезапная смерть от сердечного приступа обрывает все планы.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1967 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.