Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Общее воспитание >>

Задачи и содержание работы по нотной грамоте


Ананьев Б. Г., Антропова М. В. и др. "Первоначальное обучение и воспитание детей"
М., изд-во Академии Педагогических Наук, 1958 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Основной задачей изучения нотной грамоты в школе является воспитание у учащихся навыков самостоятельного пения по нотам (чтения нот). Построенные на разностороннем развитии музыкального слуха, чувства ритма и навыков чистого интонирования, а также связанные с усвоением ряда музыкально-теоретических сведений, занятия по нотной грамоте имеют большое значение для повышения общей музыкальной культуры учащихся.
Процесс пения по нотам как вид чтения глубоко специфичен по своему содержанию. Главной его особенностью является то, что он основан на активной и весьма своеобразной работе музыкального слуха. Хотя в основе нотного письма лежит метрический принцип, так как нотная графика, отражая высотные и временные отношения тонов, прежде всего показывает количественную сторону этих явлений, в практике чтения нот измерительные процессы играют минимальную роль: главная роль принадлежит специальным музыкальным способностям — чувству лада и ритма, которые помогают более или менее ярко качественно воспринимать ладо-ритмические связи звуков в музыкальном произведении.
Если проследить весь процесс пения по нотам, то будет видно, что первым обязательным моментом его является ладотональная настройка. Она заключается в том, что под влиянием звукового раздражителя или его сигнала (слова, знака, представления) в нашем сознании возникает внутреннее звучание одного тона (обычно тоники, то есть основной ступени лада), которое вызывает вслед за собой более или менее ясное представление звучания целой системы звуков различной высоты, находящихся в определенных отношениях к тонике.
Это явление ладового настроя нашего слуха очень напоминает действие механизма арфы, когда при нажйтии арфистом педали из ряда хроматически (не ладово) настроенных струн выдвигаются струны, необходимые для исполнения произведения в той или иной тональности.
Способность построить внутреннеслуховым путем лад от данной тоники появляется в результате более или менее длительного опыта восприятия музыки, звучащей в мажорно-минорной системе: в нашем сознании формируются обобщенные образы мажора и минора, которые мы можем представить себе в виде соответствующих звукорядов (гамм) или трезвучий. Когда в нашем сознании возникло представление той или иной ладотональности (лад, возникший в нашем сознании, воплощен в ту или иную тональность), то мы можем в пределах наших голосовых средств воспроизвести его вокально, в особенности если этому предшествовали специальные упражнения в пении гаммы и трезвучии.
В процессе тренировки мы можем научиться петь на основе принятой нами ладотональной настройки гамму не только в порядке постепенно восходящих или нисходящих ступеней, но можем варьировать последовательность этих ступеней, воспроизводя по нотам движение той или иной мелодии.
Обучение пению по нотам по ладовой системе даст в результате практики и свободное пение интервалов, но при этом научит интонировать мелодию, а не монтировать ее из звуковых «точек», как это получается при обучении по «интервальному» методу. Однако ладотональная настройка — это лишь один из факторов, обусловливающих правильные приемы чтения нот. Другой фактор — это метро-ритмическая настройка. Суть ее заключается в том, что под воздействием слухового, зрительного или двигательного раздражения (услышанного отрывка музыки, слова, знака, движения) у нас возникает ощущение (двигательно-слуховое по Б. М. Теплову) равномерной пульсации с определенной группировкой пульсирующих долей, объединенных акцентами (через 1, 2, 3 и т. д. долей).
При пении по нотам мы координируем процесс интонирования ступеней лада с этой ощущаемой нами пульсацией. Самый простой случай такой координации — пение звука на каждую пульсирующую долю — долю такта при равных длительностях нот. Путем тренировки мы овладеваем в дальнейшем слиянием и раздроблением равномерно следующих долей, для чего соответственно увеличиваем или сокращаем длительность интонируемых ступеней лада. Исходя из такого понимания процесса пения по нотам, то есть признавая его решающим фактором в развитии ладового слуха и чувства ритма, мы можем определить основные методические принципы начального обучения нотной грамоте, а также установить некоторые пути развития музыкальных способностей учащихся в приобретении ими знаний и навыков, необходимых для этой работы.
Как указано в начале этой главы, основной целью обучения нотной грамоте является привитие учащимся навыков самостоятельного пения по нотам незнакомых мелодий. Постановка вопроса обучения нотной грамоте в программе и в трудах ведущих авторов в области музыкального воспитания почти снимает вопрос о практической полезности этой работы. Обычно все требования к обучению детей нотной грамоте сводятся в основном к комплексу сведений по элементарной теории музыки (главным образом, о нотных обозначениях) и к выполнению нескольких видов упражнений, фактически не требующих от учащихся развития каких-либо специальных навыков и умений (например, пение разученной по слуху песни с называнием звуков или разучивание по слуху песни с прослеживанием ее мелодии по нотной записи и т. д.). Между тем даже в настоящих, трудных условиях преподавания пения (один урок в неделю) эффективность работы по нотной грамоте может быть заметно повышена. Необходимым условием этого является создание системы навыков, опирающейся на принцип тесной и планомерной связи музыкально-слухового и вокального развития учащихся с элементарными музыкально-теоретическими сведениями.
Этот принцип отражает то естественное взаимодействие, которое существует между этими сторонами в процессе овладения навыками пения по нотам. Ведь эти навыки строятся, с одной стороны, на умении владеть своим голосовым аппаратом, с другой стороны, на ясных и точных музыкальных представлениях. Возможность сочетать работу голосового аппарата со словесными заданиями или с графикой нотной записи в значительной мере зависит от того, умеют ли учащиеся петь легко, не напряженно, владеют ли они дыханием, подвижностью голоса, формой звучания. Нередко дефекты интонации в пении происходят от неумения сохранять форму гласной; напряженность, форсирование голосового аппарата почти неизбежно приводят к грубым отклонениям от строя.
Глубокая связь вокально-хорового развития с обучением нотной грамоте заключается еще и в том, что основой музыкально-слухового развития при обоих процессах в условиях начальной школы является овладение диатоническим (мажорным) ладом, то есть умением ориентироваться на слух в основных ладо-ритмических связях звуков, представлять и воспроизводить их.
В этой связи понятно, что применение нотной графики в вокально-хоровой работе может вызвать у учащихся более ясные музыкально-слуховые представления и этим лучше целенаправить работу голосового органа. Кроме того, учет требований вокально-хоровой работы при подборе тренировочного материала по нотной грамоте не только облегчит учащимся его интонирование, но в какой-то мере повлияет и на качество их музыкальных представлений.
Поступающие в школу дети, как правило, имеют уже начально развитое ладовое чувство, что позволяет большинству из них более или менее твердо удерживаться в тональности во время исполнения песен без сопровождения музыкального инструмента, а также сравнительно легко и быстро усваивать на слух обобщенные формы выражения лада — гамму и трезвучие. Но голосовой аппарат у большинства из них в начале первого года обучения имеет всего 3—4 или 5—6 ступеней диатонического лада. Это не дает возможности в первом полугодии опираться на гамму — 8 ступеней.
Задачи освоения мажорного лада в I классе при ограниченности голосовых средств у детей этого возраста заставляют учителей пения искать такой музыкальный материал, который представлял бы лад с достаточной ясностью и мог бы одновременно служить целям вокального развития детей и целям освоения ими нотцой грамоты. То обстоятельство, что диапазон голоса у поступающих в I класс обычно охватывает звуки от ре до соль—ля первой октавы, достаточно точно определяет этот материал.
Нижнюю границу диапазона детских голосов — ноту ре1 — мы должны принять за тонику диатонического мажорного лада, в пределах которого будет идти первоначальная тренировочная работа по нотной грамоте. Такое решение вопроса вызывается следующими соображениями. С одной стороны, в практике песенного творчества, отражающей как закономерности музыкального мышления, так и требования вокального искусства, мы встречаемся с тем, что большинство мелодий, построенных на ограниченном звукоряде диатонического мажорного лада (4—5 ступеней), находится в пределах его нижнего тетрахорда. С другой стороны, традиции музыкального обучения, существующие и ныне в формах «устного предания», сделали общеизвестной слоговую формулу лада от его нижней тоники: многие дети, приходя в I класс, могут без запинки (правда, и без понимания смысла) произнести до, ре, ми, фа, соль, ля, си, (до), но обратный и всякий иной порядок слогов (например, по ступеням от ми, соль...) им не известен и усваивается с трудом.
С указанными двумя обстоятельствами мы должны серьезно считаться при определении ладового содержания первоначальных упражнений по нотной грамоте. Принимая ре1 за нижнюю тонику мажорного лада, мы видим, что это может быть нижний тетрахорд или же трезвучие гаммы ре-мажор:
И тетрахорд и трезвучие ре-мажор, являясь выражением лада, безусловно, отвечают требованиям начальной работы в области вокально-хорового развития детей. В перспективе этой работы — расширение диапазона до полного мажорного звукоряда ре1 — ре2.
Как материал для первого года работы по нотной грамоте гамма ре-мажор, а ранее ее нижний тетрахорд и трезвучие являются материалом, вполне пригодным с точки зрения вокальной, но наряду с этим содержат и некоторые трудности. Первая из них — орфографическая: гамма ре-мажор имеет два диеза: значение же знаков альтерации слишком сложно для понимания учащихся в I классе. Вторая трудность заключается в изменении привычного порядка названии основных звуков (ре, ми, фа, соль... ), что могло бы очень затруднить процесс сольфеджирования.
Путь преодоления этих трудностей, который используется в настоящее время большинством учителей пения, представляет собой компромисс с точки зрения «чистоты» теоретических основ предмета, но зато он дает большие практические преимущества. Сущность его заключается в следующем: учащимся дается материал в ре-мажор, но пишется он в тональности до-мажор, не имеющей знаков альтерации. Таким образом, нотная запись не соответствует абсолютной высоте звучания (оно на один тон выше, чем написано), но все внутренние закономерности лада и его элементов сохраняются.
В работе по нотной грамоте в 1 классе имеется подготовительный период, когда учащиеся получают музыкально-слуховое и вокальное развитие, необходимое для усвоения обозначений и правил нотной грамоты. Такая подготовка заключается в следующем: вокальная работа направляется в основном на формирование естественного звучания голоса, на постепенное расширение диапазона его до 5—6 звуков первой октавы и на выработку навыков чистого интонирования; развитие музыкального слуха предусматривает уточнение деятельности слухового анализатора в области различения звуков по их относительной высоте и длительности и образование в связи с этим музыкальных представлений в пространственных формах, приближающихся к графике нотной записи.
Эта подготовительная работа занимает почти все первое полугодие. Она начинается обычно с первого-второго урока первой четверти, когда учитель предлагает учащимся спеть небольшую попевку на одном тоне с целью проверки музыкальных данных детей и определения диапазона наилучшего интонирования для данного классного коллектива. Собирая голоса на одном звуке, учитель с целью вызвать напевное, протяжное пропевание тона проводит рукой в воздухе горизонтальную линию (для детей она идет слева направо). Сопоставляя пение этого тона с попевками на нескольких звуках, учитель наглядно показывает, как надо петь все время на одной высоте в соответствии с движением его руки. Так вводится в сознание учащихся понятие музыкальной высотности. В практических работах музыкальное восприятие учащихся соединяется с представлением музыкальной высотности и с пространственным образом музыкального звучания в его движении.
Полученные представления углубляются и закрепляются на материале вокальных распевок.
В процессе разучивания и пения этих вокальных упражнений представление о музыкальной высотности у учащихся обогащается примерами различных форм мелодического движения. По временам пение попевок сопровождается движением руки учителя, подчеркивающей особенности высотного рисунка мелодии. Рукой отмечается и ритмическая сторона приведенных примеров, причем динамика этого показа делает его более наглядным, чем любые формы графической записи: движение руки отражает во времени длительность звука. Это очень важно, так как одна из основных задач на данном этапе — привлечь внимание учащихся к временной стороне музыкальных явлений и содействовать точному выполнению ими ритма в попевках и песнях.
Мы встречаемся и с другими методами ознакомления учащихся I класса с музыкальной высотностью. Так, Н. Л. Гродзенская начинает эту работу с проигрывания небольшого музыкального примера в различных регистрах. Выяснив в беседе с детьми, что звучание было различным, Н. Л. Гродзенская знакомит их с музыкальной терминологией2 («низкие», «высокие» звуки) и закрепляет это объяснение «игрой»: она дает аккорды в разных регистрах, а дети должны подъемом и опусканием рук показывать, в каком регистре (это понятие не сообщается) звучат аккорды (показ производится по вертикали). В дальнейшем Н. Л. Гродзенская использует термины «высокий», «низкий» при разучивании песни, в распеваниях, в музыкально-слуховых диктантах, при слушании музыки.
Оба приведенных решения этого методического вопроса имеют право на существование и, по существу, дополняют друг друга. Вполне целесообразно использовать их параллельно. Следует лишь помнить, что при сопоставлении регистров внимание учащихся первоначально обращается только на тембровую сторону музыкальной высотности.
Ознакомление учащихся I класса с понятием музыкальной высотности и соответствующей терминологией связывается с довольно продолжительной работой по развитию их способности различать высотные отношения звуков, сначала более или менее отдаленных — в различных регистрах, потом в соседних октавах и, наконец, интонаций в пределах одной октавы, начиная с широких интервалов — 6, 7, 5, 4 и кончая б. и м. 3. После этого идет различение высотного направления мелодии. В этой работе применяются следующие приемы: а) тренировка в определении на слух, который звук из взятых учителем тонов на рояле или спетых им выше; б) узнавание интонаций, записанных учителем на доске графически (овалами, черточками) и пропеваемых или проигрываемых им; в) определение высотного направления в мелодии с прямым движением.
Учительница школы № 3 Ленинграда О. В. Солоникова применяет для всей этой работы созданные ею наглядные пособия8. Применение пособий О. В. Солониковой очень целесообразно в I классе, где оно дает возможность включить в работу весь класс и где оно заменяет письмо нот.
Уже в описанный период работы в I классе учащиеся все время имеют дело с явлениями метро-ритма. Отделять ознакомление учащихся,с музыкальной высотностью от вопросов ритмики почти невозможно, поскольку: эти явления в музыке всегда взаимосвязаны. В большинстве школ Ленинграда теперь этот вопрос решается следующим образом: не разделяя высотность и метро-ритм, учителя первоначально основное внимание учащихся направляют на высотность и лишь несколько позже начинают тренировать их в определении ритмических отношений. Это выражается, в частности, в том, что первые примеры построены обычно на звуках одинаковой длительности, затем более долгий звук появляется в заключение примера или фазы мелодического движения как слияние двух меньших длительностей, и только после этого начинается более свободное варьирование ритмического рисунка мелодии.
Попутно, но не связывая этого с описанными видами работы, учителя применяют с целью развития чувства ритма у учащихся I класса упражнение в тактировании на два, которое производится под игру учителя одновременно всем классом или группами учащихся по очереди. Воспринимаемое детьми как «дирижирование», тактирование дает возможность использовать его в дальнейшем для лучшего осознания ими выразительного значения динамических оттенков, изменений темпа и пр. Вся работа описанного подготовительного периода опирается главным образом на материал вокальных распевок, специальных тренировочных упражнений, частично — на разучиваемые по слуху песни.
Путем развития слухового анализатора и голосового аппарата, развития способности представления музыкальной высотности и ритмических отношений как в музыкально-слуховых, так и в пространственных формах учащиеся I класса подготавливаются в течение полугодия к переходу на пение по нотам, для чего им нужно было ознакомиться с нотными обозначениями: нотным станом, скрипичным ключом, названиями звуков одной октавы, длительностями с «короткой» и «долгой» нотами.
Большинство учителей проводит это в конце первого полугодия.
Однако наряду с этим в работе некоторых ленинградских учителей мы встречаемся с несколько ипой организацией подготовительного периода. Особенности ее связаны с решением вопроса о нотных обозначениях и о содержании вокальных распеваний.
Часть учителей, в их числе и автор описанного выше и других пособий по нотной грамоте О. В. Солоникова, постепенно.в течение подготовительного периода включает нотные обозначения. Они почти или совсем не применяют таких форм записи звуков, как черточки и овалы на свободном пространстве доски, но с третьего-четвертого урока знакомят детей с нотным станом без ключа и ведут на нем запись интонаций или попевок кружками О и D, как в пособии Солониковой, или нотами называемыми и в том и в другом случае «короткой» и «долгой» нотами.
Такое раннее использование нотного стана учителя мотивируют прежде всего тем, что постепенность усвоения нотных обозначений улучшает возможность осознания их значения учащимися. Кроме того, линии нотного стана вносят большую графическую точность в записи интонаций и мелодий. Помимо всего этого, использование с первой и второй четверти бесключевой нотной записи дает возможность гораздо раньше начать практику самостоятельного пения по нотам (по ладотональной настройке): еще не зная названий и места звуков на стане, учащиеся на основе настройки могут самостоятельно петь на слог ля или до простейшие попевки в прямом поступенном движении (мажор) и с повторением отдельных ступеней на небольших звукорядах — от 3 до 5 звуков.
У некоторых учителей мы видим стремление облегчить усвоение нотных обозначений и углубить музыкально-слуховую подготовку учащихся путем перестройки системы распеваний. В основу их с самого первого урока кладется трезвучие до-мажор (ре-мажор). Оно появляется перед учащимися в тот момент, когда на первом прослушивании учителем класса, поющего протяжный звук по его заданию, выясняется, что не все учащиеся с одинаковой легкостью поют данную ноту [ми — фа): для некоторых «удобнее» звук более высокий, «тонкий» (соль — ля), а для других более низкий, «толстый» (до — ре). Эти группы учащихся в течение ряда уроков выявляются учителем, и на каждом уроке распевание начинается со звуков «низкого», «среднего» и «высокого», вначале раздельно для каждой группы, а затем и одновременно для всех, что дает гармоническое звучание трезвучия, трехголосный аккорд в I классе.
Преимущества такого метода работы довольно значительны. Прежде всего он дает возможность лучше выявить особенности интонирования у отдельных групп учащихся и вести развитие их голосов с наиболее легко берущихся ими звуков. Описанный метод дает возможность сопоставления звуков по высоте не только в мелодической, но и в гармонической форме, что вносит довольно впечатляющие особенности в музыкальное восприятие и представления учащихся. Наконец, при использовании этого метода создаются благоприятные условия для запоминания названий и места звуков: учитель в этом случае и начинает знакомство с названиями звуков со ступеней трезвучий до — ми — соль, которые имеют достаточно определенную звуковую характеристику для учащихся («звук, идущий по верхней дорожке ...»,«... по средней», «... по нижней»). Таким образом, знакомство с названиями звуков начинается с трех, а не с семи звуков гаммы, причем все они имеют графически ясные признаки: линия, связанная со скрипичным ключом, — соль, первая основная линия — ми, первая добавочная линия — до. Это способствует лучшему усвоению соответствующих нот.
При всех различиях описанных здесь методов работы в подготовительном периоде главное ее содержание остается неизменным во всех случаях — это вокально-хоровое и музыкально-слуховое развитие учащихся на основе усвоения на слух диатонического мажорного лада и основных принципов нотной графики. Общей является и последовательность основных моментов этой подготовки: усвоение представлений о высотности и длительности музыкальных звуков, навыки различения высотных соотношений звуков ивы со тного направления мелодии на основе длящейся в течение всего полугодия работы над расширением диапазона голоса детей до октавы инад навыками чистого интонирования. Этим заканчивается подготовительный период ознакомления детей с основными нотными обозначениями и правилами их применения. Все это в целом открывает возможность уже в I классе приступить к основному содержанию работы по нотной грамоте, т. е. к пению по нотам.
Введение полной нотной записи на уроках пения во втором полугодии в I классе вносит существенно новые качества в навыки и знания, полученные учащимися в первом полугодии: от приблизительной записи высотных соотношений звуков и такого же их восприятия учащиеся переходят к точной их записи; соответственно этому все более уточняется и их слуховое восприятие музыкальной высотности. Что касается метроритмической стороны музыкального материала, то ни в ее записи, ни в восприятии ничего нового по содержанию во втором полугодии не появляется.
В нотной записи используется двухдольный размер (2/4). Что касается метрических акцентов, то понятие о них в I классе не дается: они выполняются учащимися на основе метро-ритмической настройки. Основное содержание этого периода — это разнообразные приемы освоения нотной записи в формах внутреннеслухового чтения нот и пения по нотам.
Второе полугодие начинается закреплением сведений о формах и значении нотных обозначений. Сюда относятся сведения о количестве линий нотного стана, их нумерации, о значении и применении скрипичного ключа, об элементах рисунка нот, о правилах их расстановки на линиях, между ними, под и над станом, о их названиях в пределах первой октавы (твердое знание названий от до1 до соль); практически может быть освоена тактовая черта, реприза.
Усвоение нотных обозначений учащимися I класса является достаточно сложным процессом. Основная трудность в нем та, что ноты в противоположность буквам не имеют конкретного музыкально-звукового содержания: их смысл заключается в передаче ладовысотных соотношений музыкальных звуков. Но расположение нот, которыми записана мелодия, передает и временное движение звуков. Таким образом, при интонировании по нотам мелодии — даже при простейшем ритмическом содержании — учащиеся встречаются с большой сложностью: ладовысотное движение мелодии, представление которого в применении к нотному стану имеет вертикальные координаты, они вынуждены воспроизводить по ломаногоризонтальному рисунку нот. Чтобы выполнить это, учащимся необходимо, во-первых, твердо помнить слоговые названия ступеней лада и ясно представлять себе их высотное расположение и, во-вторых, твердо выучив названия нот, уметь быстро ассоциировать их с расположением ступеней лада. Запоминание названий нот в скрипичном ключе в I классе — одна из серьезных трудностей в обучении нотной грамоте.
Практика некоторых учителей пения показывает безусловную целесообразность применения таких методов, как выделение опорных нот, которые изучаются в первую очередь. Как по музыкально-слуховому содержанию, так и по графическим признакам этими нотами являются до, ми, соль I октавы. Когда они усвоены, запоминание нот ре1 и фа значительно облегчено. Что касается нот ля1, си1 и до2, то в практике I класса они большей частью встречаются только в гамме, и специальная работа над их усвоением не нужна.
Выделение в качестве опорных нот до, ми и соль имеет серьезные преимущества перед приемом постепенного расширения изучаемого ряда нот, например до, ре, ми, затем фа, соль, так как в первом случае эффект определяется сопоставлением подобных по рисунку нот на линейке и уточнением графической характеристики каждой из них. Этого нет во втором случае, поэтому учащиеся нередко путают ми и соль, ми и до, а отсюда неустойчивость в определении остальных нот.
Другим методическим приемом, имеющим существенное значение для усвоения нотных знаков, является постепенное и планомерное изменение того стереотипа, который вырабатывается у учащихся при многократном пропевании по нотам упражнений гаммообразного характера (гамма, 5 ступеней ее) и трезвучия. Этот прием построен на усвоении определенной мелодической последовательности звуков в связи с их нотным рисунком. Принцип опорности и здесь играет свою роль; путем выделения устойчивых звуков через их повторение, увеличения их длительности, расстановки их на сильных долях текста внимание учащихся также начинает выделять эти звуки и их изображения из общего ряда. Они и запоминаются в первую очередь.
Что касается длительности, то усвоение «долгой» и «короткой» нот обычно не вызывает особых затруднений.
Основой навыков пения по нотам, как уже говорилось, является умение спеть хором гамму до-мажор (ре-мажор) с твердым знанием названий ее ступеней в восходящем и нисходящем движении, а также умение правильно соотнести звучание гаммы, порядок называния звуков и запись ее в восходящем и нисходящем движении. То же относится к пению трезвучия и первых пяти ступеней гаммы.
Первым навыком самостоятельного и точного пения по нотам будет пение записанной нотами гаммы, трезвучия или пяти ступеней гаммы от данной тоники на основе гармонической настройки (аккорд), а затем на основе данной тоники. Чистота и устойчивость интонирования гаммы учащимися I класса могут быть достигнуты лишь ценой затраты- больших усилий и длительного времени.
В связи с этими трудностями интонирования гаммы для учащихся I класса наиболее целесообразно основную практическую работу по нотной грамоте проводить в пределах первых пяти ступеней гаммы (нижний тетрахорд, трезвучие, пятиступенный звукоряд): по своему ладовому содержанию, по тесситуре и по количеству знаков эти звукоряды и трезвучие являются наиболее подходящим материалом работы над навыками пения по нотам в I классе.
Объем этих навыков невелик: умение спеть (просольфеджировать) 2—4-тактовую попевку в ладу до-мажор на поступенном движении, а затем с повторением отдельных ступеней (размер — 2/4) — вот все, что требуется в третьей четверти первого года обучения; в конце учебного года к поступенному движению могут быть добавлены отдельные скачкообразные ходы по устоям лада.
Когда учащиеся I класса могут спеть (просольфеджировать) самостоятельно по настройке гамму или ее части и трезвучие на основании словесного задания учителя («Спойте гамму... трезвучие... » и т. д.), то они могут перейти к пению по нотам другого мелодического материала.
Основная методическая задача на этом этапе — добиться того, чтобы учащиеся умели увидеть в нотной записи не ряд отдельных знаков, а рисунок мелодии, могли бы сформировать на его основе и при соответствующей ладоритмической настройке музыкально-слуховой образ и воспроизвести его вокально.
Этим целям служит, во-первых, анализ нотной записи и, во-вторых, музыкально-слуховой диктант. Под анализом нотной записи подразумевается выяснение характера мелодического движения, выявление его фаз, отдельных оборотов.
Например, в приведенном примере необходимо выяснить, что вначале идет восходящее поступенное движение с трехкратным повторением звуков до и ми, затем, поднявшись до ноты соль, мелодия идет вниз без задержки на ступенях, но последняя ступень — до — повторяется два раза долгими нотами.
Особо следует отметить то, что соль не повторяется, но служит началом поступенного движения вниз.
Подобный анализ, во-первых, учит видеть нотную запись, охватывать ее в целом, выделять в ней отдельные части и связывать ее элементы с какими-то уже известными формами мелодического движения (гамма, трезвучие). Во-вторых, анализ мелодии формирует музыкально-слуховые и вокальные представления, поэтому очень важно, чтобы анализ делался после тональной настройки (в виде тонического аккорда, проигрывания гаммы, пятиступенного звукоряда и т. д.).
Очень важную воспитательную роль в процессе формирования навыков чтения нот играет музыкально-слуховой диктант. Сущность его заключается в следующем: учитель говорит названия ступеней в нужном ритме, учащиеся их интонируют.
Настройка, данная перед заданием учителя, повторяется перед пением учащихся.
Диктант применяется как постоянная тренировка, «зарядка» на уроках. Но, кроме того, он может применяться как средство предупредить или исправить ошибку при интонировании более сложных оборотов.
Разумеется, в соединении с анализом попевки диктант дает еще лучшие результаты. Положительная роль диктанта в формировании музыкальных представлений не подлежит сомнению. Но следует отметить, что наряду с приведенной выше формой диктанта отдельными учителями используются другие формы, которые не могут играть такой же положительной роли, а при частном их использовании приносят определенный вред: это «диктант» путем называния отдельных звуков вне ритма, вне всякой музыкальной формы.
Если в единичных случаях такая тренировка может быть допущена, то постоянное ее использование будет означать скрытое применение интервального метода, разрушающего интонационную основу мелодии.
В то же время в отдельных случаях приведенный прием «диктанта» может быть средством формирования правильного музыкального представления взамен ошибочного.
Роль диктанта как вспомогательной формы работы по нотной грамоте основывается на том, что, как показывает опыт, у учащихся I класса связи между словесным обозначением и высотно-ладовым содержанием звуков более устойчивы и ясны, чем связи последнего с нотными знаками.
В течение всего второго полугодия основной формой работы над навыками пения по нотам является сольфеджирование, то есть пение по нотам мелодий с называнием звуков. Помимо специального тренировочного материала, сольфеджироваться могут и песни. Это и есть та основная, самая существенная часть работы по нотной грамоте, одна из конечных ее задач, по отношению к которой все описанные работы являются средством ее осуществления. Но если специальные упражнения (среди них есть и маленькие песенки) подбираются с таким расчетом, чтобы учащиеся могли их спеть целиком, то из песен программного репертуара окажется возможным использовать только отдельные их части (при этом все песни должны быть написаны в до-мажор). Например, на основе пятиступенного звукоряда до-мажор учащиеся могут спеть (с некоторой помощью учителя) начало песни «Веселые гуси»; на основании трезвучия — начало песни «Тень-тень» и т. д. Перед началом сольфеджирования, помимо диктанта, целесообразно применять сольмизацию, то есть проговаривание названий звуков мелодии в ритме. Это облегчает называние нот во время пения.
Поскольку песни I класса по программе явно не рассчитаны на разучивание их по нотам, то есть на самостоятельное пение их по нотам учащимися, то следует считать целесообразным применение еще некоторых приемов работы над ними, связанных с использованием нот. Сюда относятся: а) узнавание песни по нотной записи; б) складывание песни из ее частей и в) разучивание песни по слуху с опорой на нотную запись или пение ее с ритмическим показом по нотной записи.
Узнавание песни, вернее отрывка из нее, проводится следующим образом. На доске записываются два-три отрывка разных песен, хорошо известных детям. Песни называются учителем не в порядке их записи на доске, а учащиеся должны указать, где записана данная песня1. Получив правильные и неправильные ответы на вопрос, учитель сначала вызывает к доске ответивших неправильно, чтобы путем анализа и сопоставления звучания пропевяемой песни с записью на доске выявить ошибочность ответа. Затем вызываются ответившие правильно, причем под проигрывание или пропе-вание отрывка песни они ритмично показывают ноты указкой.
Складывание песни производится при помощи специально подготовленных учителем таблиц, на которых хорошо известная учащимся песня разделена по предложениям.
Назвав песню, учитель предлагает найти среди поставленных или разве шанных перед классом таблиц начало песни. Песня может быть пропета или проиграна. При получении верных и неверных ответов учитель поступает так же, как в предыдущем задании.
Ритмический показ в процессе разучивания песни применяется на различных стадиях. Перед началом пения ее детьми ритмический показ проводится учащимися на доске, где написана песня, или по листовкам, если такие имеются у учащихся. Можно применять ритмический показ с целью проверки того, как ориентируются учащиеся в нотах. Тогда, при наличии у учащихся нот, учитель предупреждает, что песня будет проиграна не до конца, и все учащиеся должны остановить свои указки там, где остановится песня. Во всех этих работах могут использоваться песни более трудные, чем те, которые учащиеся поют самостоятельно по нотной записи, так как указанные работы имеют целью прежде всего упражнение в широком охвате учащимися рисунка мелодии.
Вся описанная здесь работа по нотной грамоте в I классе имеет всесторонне развивающее значение; выработка навыков пения по нотам является в ней только частью, хотя и очень ответственной. Особое значение для общемузыкального развития учащихся имеет подготовительный период. Подготовка учащихся к восприятию нотной записи — это серьезная перестройка их сознания, когда они не только приобщаются к одному из замечательных достижений музыкальной культуры — системе нотной записи, но и овладевают новыми, более совершенными формами музыкального восприятия. Немалую роль здесь играет та тренировка в различении высотных соотношений звуков и направления мелодии, которая предваряет знакомство с нотными обозначениями. Именно в этот период большинство учащихся научается вычленять собственно высоту звучания из его тембровых свойств, и это значительный момент в развитии ладового чувства у детей.
Поскольку в подготовительном периоде используются в основном не отвлеченные примеры, а музыкальный материал, хотя и в простейших его образцах, одновременно с ладовым чувством развивается и чувство ритма: и в восприятии и в интонировании детей ладовысотная сторона неразрывна с метро-ритмической. У учащихся развивается навык восприятия и воспроизведения мелодии в точной временной последовательности ее тонов, а также навык различения сильных долей такта. Обострение ладовысотного слуха и развитие чувства ритма — это и углубление эмоциональной стороны музыкального восприятия.
Новые формы восприятия — это и новые формы интеллектуальной деятельности. Представление о музыкальной высотности, о временных соотношениях звуков добывается в процессе познания новых фактов, в процессе их сопоставления и сравнения, в процессе сложных обобщений и переноса вокально-слухового опыта в сферу его связей с пространственными, графическими образами.
Интенсивное развитие органа слуха, певческого голоса и речи в течение всего учебного года есть важный этап в формировании организма ребенка. Слуховой аппарат ребенка к концу первого года обучения уже далеко не тот орган, с которым он пришел впервые в школу. И в значительной степени, это результат работы по нотной грамоте. Основное значение этой работы во втором полугодии заключается в выработке основ той сложнейшей деятельности, которая закладывается здесь в форме начальных навыков самостоятельного пения по нотам. От пения трех-четырех звуков ребенок приходит к пению гаммы и трезвучия. Выучив их как мелодии, попевки он поет, не осознавая их строения. Но затем он учится воспринимать их ступенное строение, дифференцирует эти ступени. Актом сознания он прерывает пение гаммы на той или иной ступени, возвращается к началу звукоряда, переживая при этом возвращение к тонике, главному звуку.
Этот процесс дифференциации идет дальше, и у учащихся появляется навык брать голосом ступени не в том порядке, в каком они стояли в первоначальной попевке, а выбирая их из звучащего в сознании ряда.
Ребенок учится соразмерять время, которое он уделяет отдельным звукам в пении, и делает это не на основе арифметических действий, а на основе сформированных начальных навыков музыкально-двигательно проявлять себя.
Эти начальные навыки, в которых выражаются сдвиги общего развития, ценны не только сами по себе, они подготавливают и пути дальнейшего эстетического развития, составляющего важную сторону формирования личности ребенка.
Первый год музыкального воспитания и обучения имеет большое и разностороннее значения для последующего музыкального развития учащихся. Разнообразный опыт музыкального восприятия обогащает память школьников яркими образами прослушанных произведений. Этот опыт развивает и новые формы мышления, для которых, с одной стороны, характерны эмоциональность и образно-обобщающая функция, а с другой — и некоторые специальные виды анализа и синтеза. Развитие первоначальных навыков слушания музыки, умение направить внимание то на образно-звуковую сторону музыкального произведения, то на отдельные стороны его строения и выразительных средств, способность к простейшим оценочным суждениям о музыке — таковы те первые черты культуры музыкального восприятия, которые формируются у школьника на первом году его музыкального обучения.
Вокально-хоровое развитие в этот период имеет основополагающее значение для всего последующего хода работы. Певческая установка корпуса, головы и рук, атака легкая и активная, вдох медленный, глубокий и спокойный, вдох легкий и мгновенный, выдох медленный и равномерный, ясное и выразительное произношение слов, пение на стаккато, легато и нон легато, выполнение динамических оттенков — таковы те вокально-хоровые навыки, которые приобретают школьники на уроках пения в I классе. Опираясь на наиболее естественно звучащие тоны в зоне нижнего тетрахорда тональностей ре и до, а также на основе естественного округления гласных в области глотки при высокой позиции их звучания, детские голоса постепенно развиваются в своем объеме, доходя к концу учебного года до нормы, установленной в программе. При этом росте они выравниваются и по характеру преимущественно головного звучания, органически сливаясь в унисоне. В то же время они не утрачивают и своих индивидуальных тембровых качеств. Это последнее обстоятельство позволяет уже к концу первого года обучения выявлять типовые особенности голосов учащихся: это еще не настоящие голоса дискантов и альтов, но они уже имеют некоторые признаки тех или других. С точки зрения охраны и воспитания голоса возможность такого диагноза в раннем детстве представляет собой чрезвычайно важное обстоятельство. Что касается раннего выявления типовых особенностей голоса как одного из факторов подготовительной работы к многоголосному хоровому пению, то значение его трудно переоценить.
Наряду с этим необходимо отметить большое воспитывающее значение практики хорового обучения в I классе как формы музыкального общения детей друг с другом. Это находит свое выражение в единстве переживания идеи и образов песни, возникающем в процессе работы над ее исполнением, а также в той своеобразной и достаточно сложной по характеру культуре коллективного действования, которая лежит в основе хоровой техники на всех ступенях ее развития. Не подлежит сомнению большое воспитательное значение коллективного художественного выявления детьми своих переживаний в хоровом пении и в особенности та совершенно исключительная роль, которую играет хоровое пение в жизни детей, не могущих петь индивидуально в силу недостаточного музыкального развития или иных причин.
Являясь источником светлых и разнообразных переживаний для всех учащихся I класса, песня своим идейно-образным содержанием влияет на формирование в их сознании основы морально-этических норм и стимулирует различного рода положительные проявления. Главное значение музыкально-теоретических сведений, которые содержатся в программе I класса, заключается в том, что в соединении с музыкально-слуховым развитием учащихся они служат средством овладения нотной грамотой, а это определенным образом влияет на развитие музыкального мышления детей и закладывает первые основы самостоятельной музыкальной деятельности.
При нормальной постановке уроков пения первый год школьного обучения дает большинству учащихся заметное развитие слухового анализатора, голосового аппарата и чувства ритма. У них расширяется музыкальный кругозор, повышается интерес к музыкальному искусству, у многих крепнет любовь и склонность к музыкальным занятиям. Нередки случаи, когда первый год музыкального обучения в школе является и первым значительным этапом в развитии музыкальной одаренности ребенка.
Однако в условиях малого количества уроков пения в I классе (33 часа) предмет далеко не исчерпывает сеоих возможностей воспитательного и образовательного воздействия на учащихся. Увеличение уроков пения минимум до двух часов в неделю является мерой, насущно необходимой, и заключает в себе педагогические перспективы, далеко выходящие за пределы задач музыкального воспитания.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>



.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +