При усвоении способа построения рисунка в целом для учащихся I класса заметные затруднения представляют элементы планирования рисунка: как его расположить, с чего начать — и сама последовательность изобразительных действий. Исследования показывают, что, за исключением самых слабых, большинство учащихся в результате обучения в I классе усваивает положение о том, что рисунок нужно начинать с общей формы предмета в целом, а не с его деталей. Достижением в способе построения рисунка является также то, что раскраску предмета учащиеся последовательно относят к концу выполнения всего рисунка. Значительно хуже обстоит дело, с другими промежуточными действиями. В самостоятельной работе многие учащиеся, даже в конце года, почти не применяют соизмерений при построении ни в виде предварительной разметки, ни в расположении рисунка на середине листа, ни в соотнесении длины и ширины предмета.
В индивидуальном эксперименте учащимся была предложена зарисовка одного из морских флажков. Экспериментатором записывался последовательный ход зарисовки. Такой опыт был поставлен в начале и в конце учебного года с группой учащихся I класса двух школ.
Результаты опыта показывают что учащиеся довольно часто увеличивают количество действий, включая в построение рисунка действия совсем ненужные, излишние и нецелесообразные. Не применяя измерительных действий, учащиеся, особенно в начале года, ошибаются, например, в построении внутренней структуры флажка, которая требует деления его полотнища на четыре равных прямоугольника. Так, группа учащихся, проверенная в начале года, дала только 36% относительно правильных изображений четырех внутренних частей флажка, остальные нарисовали их совсем не соответствующими друг другу. В конце года более или менее правильно отразили строение флажка 66% учащихся. Различия в составе и последовательности действий при зарисовке флажка выявляются особенно заметно в тех случаях, когда сопоставляются работы отлично и слабо успевающих учащихся. У учащихся сильных по успеваемости начальная ступень проектирования, хотя еще и в зачаточном виде, но уже есть. Они приступают к рисунку не сразу, не торопятся, рассказывая, намечают последовательность действий, пытаются иногда производить элементарные соизмерения и сравнение величин сторон, нередко предварительно делают разметку точками. При построении рисунка у них уже намечаются элементы рассуждений.
Слабо успевающие учащиеся в ряде случаев совсем не могут дать словесных пояснений. Они начинают рисовать сразу, не задумываясь и совсем не планируя своих действий. У них происходит как бы «короткое замыкание» между зрительным сигналом и двигательной реакцией на него иногда в виде беспорядочных, необдуманных и поспешных действий. Соизмерительные приемы ими совсем упускаются. Количество действий в ряде случаев возрастает за счет прибавления лишних и совсем нецелесообразных.
В процессе выполнения классных заданий трудно проследить ход построения рисунка у отдельных учащихся, так как он обычно протекает коллективно под непосредственным руководством учителя. Но имеются некоторые косвенные показатели, по которым мы пытались установить, в какой степени наиболее трудные для детей измерительные действия включаются в сложный процесс построения рисунка и какова при этом их точность. Для этого в начале года у детей была проверена точность измерения на глаз в отдельных изолированных заданиях (деление полосок пополам). С другой стороны мы проанализировали, с какой точностью те же дети выполняют деление пополам полосок в учебных рисунках, когда зрительное измерение включается в сложную структуру действий построения рисунка в целом (узор).
Результаты показывают, что дети значительно точнее выполняли измерительные действия в тех случаях, когда они были предложены им изолированно и перед ними была поставлена только одна задача — возможно точнее на глаз разделить полоску пополам. Среднее отклонение от правильного решения такого задания оказалось равным 0,4 см. Выполнение аналогичного деления полоски пополам, но при построении узора в учебном комплексном задании те же дети в тот же период обучения делают со значительно более грубыми ошибками, при среднем отклонении 1,15 см.
Эти факты свидетельствуют о том, что зрительное измерение на начальном этапе обучения не сразу с достаточной устойчивостью включается в структуру действий при построении учебного рисунка. У детей вначале образуются отдельные и в известной степени еще изолированные группы ассоциаций, являющиеся основой оптико-пространственного измерения. Но эти связи еще локальны и недостаточно устойчивы при включении их в сложную структуру разнообразных действий, связанных с построением рисунка.
Словесное описание, которое сопровождает, направляет рисунок и раскрывает последовательность действий, осуществляется на уроках рисования расчлененно аналитически и не дает синтетического рассмотрения построения рисунка в целом. Такое положение в начале года может быть связано в известной степени со значительной сложностью количественного состава изобразительных действий уже в начальных учебных рисунках. Так подсчет этих действий показывает, что в течение первой четверти учебные рисунки для их построения требуют от пяти до девяти последовательных действий, не считая раскраски. Несомненно, что мысленно повторить ход такого построения для учащихся I класса вначале очень трудно. Но отсутствие связного рассмотрения последовательности построения рисунка в целом тормозит формирование у детей системности действий и задерживает их на уровне отдельных изолированных связей, вне понимания структуры действий в целом.
Проверку того, как овладевают дети описанием последовательности действий при построении рисунка, мы проводили на экспериментальных заданиях. В начале года, рисуя морской флажок, построение которого состоит из пяти последовательных действий, учащиеся в своем словесном описании совсем не выделяли изобразительных действий. В марте при построении узора, включавшего тоже пять действий, некоторые учащиеся уже описали изобразительные действия, но большая часть детей в описании последовательности допустила либо неточности, либо пропуски, особенно измерительных действий. В конце учебного года, рисуя уже знакомый морской флажок, точную последовательность действий отразила половина детей. Приведем высказывания учащихся, относящиеся к концу года.
Ученик. Я сначала нарисую полотнище, а потом древко. Полотнище нарисую прямоугольной формы, потом поделю прямоугольник пополам сверху вниз, потом еще пополам слева направо. Потом раскрашу.
Мальчик дает правильную последовательность и указывает, как будет производить некоторые измерительные действия. Своим описанием он показывает умение проектировать простой рисунок.
Ученица Б. Сначала надо нарисовать палочку, потом один квадратик, потом другой (считает метки в флажке) — два белых и два красных. Эти квадратики маленькие, и получатся большой квадрат, раскрашу.
Построение рисунлл неправильное. Расчлененность есть, но последовательность действий неверная. Измерительные действия совсем упущены.
Ученик С. (описывает построение рисунка нерасчлененно и совсем упрощенно). Сначала надо квадрат, потом палку, потом раскрасить.
В экспериментальных условиях в конце третьей учебной четверти мы проверили также, могут ли учащиеся I класса последовательно повторить действия по построению рисунка, названные им экспериментатором. Учащимся показывался образец простого узора. Экспериментатор предлагал учащимся выслушать внимательно, как его нужно будет рисовать, затем повторить точно то, что было сказано, и затем изобразить узор на бумаге. Построение узора включало шесть изобразительных действий.
Из восьми учащихся правильно повторили все названные действия семь человек. Это свидетельствует о том, что в этот период обучения учащиеся уже могут удержать в своем представлении и словесно повторить определенную последовательность действий. Но далее оказалось, что практически выполнила эту последовательность в рисунке только половина учащихся. Следовательно, между описанием и выполнением действий нет еще полного совпадения.
Все эти факты свидетельствуют о том, что последовательность построения рисунка от общего к частному в целом как система действий не становится еще в I классе достоянием детей. У них можно наблюдать только отдельные правильные приемы и действия, не связанные еще между собой в единый способ или метод работы.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.