Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Общее воспитание >>

Формирование у учащихся взаимосвязей между наблюдением и изображением


Ананьев Б. Г., Антропова М. В. и др. "Первоначальное обучение и воспитание детей"
М., изд-во Академии Педагогических Наук, 1958 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Процесс формирования взаимодействия между наблюдением и изображением очень сложен. На первом этапе обучения детям очень мешают и тормозят установление взаимодействия их старые привычки — рисование по представлению и торопливое построение рисунка без всяких соизмерений, о чем уже упоминалось выше. Кроме того, некоторых детей в этот период сильно отвлекают от соизмерений и чисто графические затруднения — неумение еще владеть карандашом и линией. Тесное взаимодействие между наблюдением предмета и его изображением устанавливается постепенно, в результате ряда упражнений тогда, когда элементы двигательного навыка достигают некоторой степени дифференцировки и автоматизации.
Образование взаимосвязи между наблюдением и изображением является одним из очень важных объективных показателей продвижения детей при обучении рисованию. К концу учебного года обращение детей к рассмотрению натуры приобретает более целенаправленный характер, причем наблюдения на данном этапе в основном играют ориентировочно-познавательную роль.
Дети обращаются к рассмотрению натуры перед началом изображения каждой новой части предмета, например при определении места и направления соединения веточки с листочком, расположения листочка и т. д. При этом для большинства учащихся очень характерным является прерывистость взаимодействия наблюдения и изображения по частям рисунка, так как это в основном практикуется и на уроках рисования в I классе. Значительно меньше выражена в этот период, даже в конце года, контрольная роль наблюдения, внесение поправок в рисунок в результате сопоставления изображения с предметом.
Если в самом процессе взаимодействия наблюдения и изображения к концу года можно отметить лишь слабые сдвиги, то их можно уже ясно заметить в изменении направленности наблюдения и качестве самих рисунков. По рисункам видно, что в начале года дети много уделяют внимания отделке деталей. В конце, года эта сторона в рисунке занимает более скромное место, но улучшается отражение в изображении пространственных признаков и отношений. Рисунки в конце года лучше передают сходство с предметом в отношении правильности отражения количества частей, их пространственного расположения и связей между ними. Анализ учебных детских рисунков со стороны передачи сходства при рисовании с натуры (листья, веточки) показывает, что в начале года сходство можно заметить только у 26%, а к концу года уже у 71 % детей. Передача сходства может рассматриваться как следствие установления связей между наблюдением и изображением предмета.
Важным средством формирования взаимодействия между наблюдением и изображением является словесное описание. При построении рисунка оно выполняет двойную функцию, с одной стороны, описание воспринимаемого предмета, с другой стороны и главным образом, описание производимых действий. Слово непрерывно направляет и осуществляет непосредственную связь изображения с наблюдаемым объектом.
При различных видах учебного рисования взаимодействие между наблюдением и изображением может быть либо непосредственно одновременным, либо последовательным во времени через воспроизведение образа. Установление непосредственной связи возможно только при рисовании в таких условиях, когда изображаемое находится перед глазами учащихся. Такими видами рисования в I классе являются рисование с натуры и в ряде случаев декоративное.
Прямое взаимодействие между наблюдением и изображением и на этих уроках устанавливается только постепенно. Связующим звеном при этом служит рисунок учителя на доске и его объяснительное слово. Построение рисунка на доске протекает в определенной последовательности, раздельно по частям. В этот процесс включается наглядный изобразительно-графический показ, словесное объяснение действий, формулировка правил рисования и последующая проверка учителем выполнения заданий детьми. Приведем отрывки из уроков.
Урок рисования узора по образцу (в начале года). Началу построения рисунка предшествует анализ узора. Далее учитель обращается к классу: «Листочки положите прямо, я сейчас покажу на доске, как надо рисовать этот узор.
Ваш листочек бумаги надо разделить на равные части, с тем чтобы узор был в середине. Делить надо глазами, можно помочь себе карандашом и поставить точки с обеих сторон листа, вот так (показывает рисунком на доске). Когда вы увидите, что части одинаковы, можно провести прямые линии во весь лист, вот так получится полоска. Линию проводите едва заметно, легко. Рука на весу, и карандаш не зажимайте плотно».
Дети выполняют задание, учитель обходит класс и проверяет работу, давая разъяснения. Когда задание выполнено, он переходит ко второму этапу и вновь пытается установить взаимодействие между наблюдением узора и его изображением: «Чтобы нарисовать такой узор в этой полоске, нужно ее разделить на четыре равные части. Сначала всю ее пополам, вот так (показывает рисунком на доске), а потом каждую половинку еще раз пополам (показывает), получится четыре одинаковых части».
Дети выполняют задание, учитель вновь обходит класс, оказывая индивидуальную помощь. Затем снова следует переключение на анализ изобразительных действий: «Теперь послушайте дальше. В каждой части узора мы нарисуем или треугольник, или круг. В первой клетке нарисуем треугольник, во второй — круг (рисует на доске), в третьей — опять треугольник и в четвертой — круг. Посмотрите, ни треугольник, ни круг не касаются линий клетки они расположены в середине ее. Но их нельзя делать очень маленькими, они должны быть крупными. Треугольники надо нарисовать совсем одинаковыми как в первой, так и в третьей клетках, тоже и кружочки. Рисуйте не торопясь, не нажимайте на карандаш».
Учитель проверяет работы учащихся и только после этого вновь переключает их на наблюдение узора, объясняя и показывая, как надо его раскрасить.
Такой тип урока довольно характерен для начального периода обучения. Он строится на основе процесса подражания учителю в построении рисунка и как бы под его диктовку. Эта ступень начального построения рисунка является переходной к последующему, более самостоятельному и активному сравнению учащимися своего рисунка непосредственно с наблюдаемым предметом.
Ценным приемом в описанном уроке является построение его на основе переключения от наблюдения к изображению и неоднократные возвращения учителя к установлению связей между наблюдением узора на образце и сравнением его с изображением в рисунке. Установление таких связей оказывает влияние как на изображение, уточняя его, так и на наблюдение, углубляя последнее.
Несколько по-иному, с большей активностью детей протекает объяснение и показ построения рисунка во втором полугодии. Дети рисуют на уроке сумку с натуры. После подробного анализа предмета в процессе наблюдения учитель предлагает приготовить тетради.
Учитель. Как надо положить тетрадь, когда будем рисовать сумку?
Ученик. Вот так (показывает лист в вертикальном положении).
Учитель. Почему нельзя положить иначе, вот так (показывает лист горизонтально)?
Ученик. Потому что сумка с длинным ремешком и ремешок тогда не поместится.
Учитель. Что мы будем рисовать прежде: сумку или ремешок?
Ученик: Прежде мы нарисуем сумку
Учитель. Где мы расположим на листе самую сумку?
Ученик. Сумку надо расположить ниже середины.
Учитель. Найдите на глаз середину листа и поставьте две точки (показывает на доске). Найдите теперь, где будет расположен верхний край сумки.
Ученик. Немножко ниже середины.
Учитель. Проведем линию (показывает). Как надо проверить, чтобы было правильно?
Ученик. Надо проверить края листа, они должны быть одинаковые с обеих сторон.
Дети начали рисунок, учитель проверяет, дает индивидуальные указания.
Учитель. Посмотрите, какая ошибка на этом рисунке? (Показывает неправильный рисунок.)
Ученик. Не оставил краев, провел линию во весь лист.
Учитель. А на этом рисунке что неверно?
Ученик. Здесь ремешок не уместится. А здесь один край больше, а другой меньше, будет не на середине.
Учитель (показывая учащимся начатые работы, стимулирует их к сравнению рисунков с натурой, снова возвращается к наблюдению). Теперь нарисуем форму сумки. Что нужно помнить при этом? Какая у нее высота и ширина?
Ученик. Высота у сумки больше ширины.
Учитель. Правильно, нарисуем ее прямой линией сверху вниз (показывает). Когда будете проводить линии, как проверите, чтобы линии были прямые?
Ученик. Надо смотреть на край листа.
Приведенный отрывок урока показывает, что учитель привлекает детей к описанию построения рисунка в вопросо-ответной форме. Он старается установить взаимодействие между наблюдением и изображением путем переключения детей с одного на другое, сравнения их рисунков с образцом и постановки ряда вопросов, стимулирующих рассматривание предмета в процессе его зарисовки. В данный период рисунок учителя на доске играет уже вспомогательную роль. Он дает в основном схему разметки и наглядно как бы руководит соизмерительными действиями учащихся. Если в начале года характерной чертой при построении рисунка было подражание изображению учителя на доске, то в данный период целый ряд деталей в рисунке выполняется учащимися уже самостоятельно.
К концу года еще более изменяется характер построения рисунка. Учительница привлекает к объяснению самих учащихся, опираясь при этом уже на правила, которые учащиеся изучают в процессе построения рисунка. Усвоение правила — это процесс формирования у учащихся обобщенного знания. Через описание и воспроизведение правила учащиеся учатся нировать рисунок заранее, намечать последовательность его построения.
Одним из приемов развития взаимодействия между наблюдением и изображением является процесс обучения детей чтению своего рисунка.
Чтение рисунка как особый вид деятельности развивается в I классе в основном в процессе анализа детьми своих рисунков под руководством учителя. Базой для обучения чтению рисунка служит навык наблюдения и анализа натуры. Анализ рисунка проводится обычно путем сопоставления-и сравнения его с предметом, а затем и нескольких рисунков между собой. В процессе такого сравнения формируются ассоциации по сходству, а на их основе оценочные суждения учащихся о правильности и красоте рисункаг представления о критериях оценок и требованиях к изображению. Обучение чтению рисунка является важным звеном в эстетическом воспитании учащихся и одновременно играет большую роль в установлении взаимодействия между наблюдением и изображением. Сопоставление рисунка с предметом углубляет самый процесс наблюдения. В данном случае изображение положительно воздействует на наблюдение. Чтение рисунка входит органической частью в обучение детей построению рисунка. Рассмотрим его роль в формировании взаимодействия между наблюдением и изображением.
Учителя обычно практикуют на уроках коллективный разбор хороших и плохих ученических работ, а также учат детей по ходу построения изображения путем критического разбора рисунков определять и предупреждать ошибки. При обучении чтению рисунка учителя используют разные приемы. Иногда они, показывая детям отдельные рисунки, сами дают им оценку: «Вот отличный рисунок и по форме правильный. Сравните с предметом. Он похож на образец», «Вот этот рисунок выполнен хуже: линии кривые, закрашено небрежно, с выходом за края, грязно, очень сильно нажимал на карандаш, части неровные».
Такие оценки учителя определяют его требования к работам учащихся, формируют отношение детей к рисункам своим и своих товарищей и побуждают детей к сравнению своих рисунков с натурой.
Очень часто почти с самого начала учебного года учителя привлекают к активному участию в оценке самих учащихся.
Учитель. Я покажу вам два узора. Сравнивайте их с образцом, какой правильнее?
Ученик. Первый.
Учитель. Почему первый лучше?
Ученик. Первый узор правильный, там все правильно, острые уголочки все наверх. Потому что у него одинаковые части.
Учитель. А во втором узоре есть порядок?
Ученик. Нет здесь порядка.
Учитель (обобщает). Красивее те узоры, где все части одинаковые по форме и величине и правильно повторяются.
Иногда учителя до начала изображения показывают детям рисунки учащихся других классов с целью предупреждения возможных ошибок. Таким показом они направляют и нацеливают наблюдение учащихся.
Ценным приемом для установления взаимодействия между наблюдением и изображением предмета является обращение к чтению рисунков по ходу их построения. В этих случаях учителя показывают детям не законченные рисунки, а только часть их и направляют наблюдения детей постановкой вопросов: «Посмотрите, правильно ли здесь расположен рисунок? Правильно ли проведена линия? Верно ли нарисован квадрат? Похож ли рисунок на эту веточку? В правильном ли направлении нарисованы иголочки на елке?» и т. д. Такие вопросы с показом допущенных ошибок направляют детей на сопоставление своего рисунка с натурой, к поискам сходства с предметом. Учитель обязательно показывает и хорошо выполненные рисунки как образцы для подражания и поощрения учащихся.
Активное участие детей в оценке работ товарищей уясняет и повышает усвоение учащимися последовательности действий при построении рисунка, требования к собственному рисунку, а также формирует критические и эстетические суждения учащихся. Они говорят: «Красиво то, что чисто, аккуратно, там, где ровные линии, рисунок размещен посредине листа, где в узоре есть порядок, если можно узнать, что нарисовано на картине». Содержание обучения чтению учебного рисунка в I классе находится в тесной связи с требованиями к наблюдению и построению рисунка и правилами рисования, которые усваивают учащиеся. Так в I классе учат детей читать рисунок с точки зрения расположения его на листе, размера изображения, ровности и легкости линий, правильности деления на равные части, соответствия частей по количеству и расположению, правильности передачи формы, пропорций, аккуратности и чистоты раскраски рисунка в целом, передачи элементов глубины и т. д.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>



.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +